Вертолет Ка-52 «Аллигатор»: скорость, фото и видео и характеристики

Обзоры

История создания «Аллигатора»

Долгое время единственным ударным вертолетом вооруженных сил СССР был легендарный Ми-24. Прозванный в войсках «Аллигатором», этот винтокрыл с честью прошел все войны и конфликты, в которых участвовали советские и российские воины, и продолжает участвовать по сей день. Но уже в 1980-х годах к этому вертолету возникли вопросы.

Вертолет Ми 24
Ми-24 на вертолетной площадке

Разработанное конструкторами Миля десантное отделение использовалось редко, но давало дополнительные габариты и лишние килограммы. Новости из-за океана о специализированном ударном вертолёте поставили вопрос о новой машине ребром.

Разработку поручили КБ Миля и Камова. Первые пошли по проторенному пути, совершенствуя уже находящиеся в эксплуатации машины.

Получившееся устройство, глубокая переработка «крокодила», не было подходящей альтернативой. Камовский вариант давал совершенно новую, уникальную машину.

Несмотря на множество нововведений, «Черная акула», или Ка-50, переняла ряд недостатков. Одним из самых важных был пилот. Было сложно управлять машиной, наводить оружие, уходить от атак и использовать все возможности устройства.

В середине 1990-х было объявлено о создании новой ударной машины, и в 2008 году после всех испытаний она была принята на вооружение.

Конструкции вертолета Ка-52: особенности

Модель выполнена по предпочитаемой камовцами соосной схеме. Это дало большую эффективность использования двигателя, а также большую маневренность и подвижность. Вес машины снижен. Сама конструкция, а также большинство узлов и деталей копирует Ка-50. Это касается силовых установок, шасси, подвески, фюзеляжа и многого другого.

Есть и существенные отличия. Обтекаемая форма Alligator улучшила аэродинамику автомобиля. Это коснулось и укрытия от радаров, теперь заметить вертолет гораздо сложнее.

Нашлось место для второго пилота, для него машина была напичкана новой, порой уникальной электроникой.

Это позволяет использовать машину одинаково эффективно как днем, так и ночью. Вертолетчики сидят бок о бок, все системы дублируются на случай, если одна из них выйдет из строя или выйдет из строя.

Это также делает вертолет идеальным тренажером для обучения пилотов в условиях ближнего боя. Широкое распространение получили жидкокристаллические дисплеи. Внедрена новая система спасения летчика, модернизированная система катапультирования, основанная на полетном принципе, с предварительным отстрелом лопастей винта.

Кабина вертолета Ка 52
Вид из кабины Ка-52 «Аллигатор”

Нестандартно, по сравнению с большей частью остальной мировой вертолетной техники, выглядит и второй винт. С точки зрения возможностей это сделало вертолет сильнее, но измененные габариты увеличили высоту вертолета. Соосная система также дороже, чем традиционный рулевой винт. Плюсом можно назвать необыкновенную маневренность машины.

Достаточный пример — способность совершать «мёртвую петлю» — манёвр, на который не способен ни один вертолёт с классическим расположением винтов.

Машина имеет бронирование узлов и соединений.

Кабина также обеспечивает надежную защиту пилотов вертолетов. Силовая установка — двигатель ВК-2500 мощностью 2400 л/с. Установлены специальные устройства, выводящие выхлоп из машины. Это снижает видимость в инфракрасном диапазоне. Высота потолка машины была значительно увеличена.

Поскольку важнейшие боевые действия в то время велись на Кавказе, с учетом опыта Афганистана к машине предъявлялись жесткие требования в плане действий в горной местности. Задачи, поставленные перед камовцами, были решены. Высокогорье со спертым воздухом больше не проблема для отряда.

КА 52 ВВС России
Взлет КА-52 «Аллигатор”

Электроника в первую очередь предназначена для атаки позиций, уничтожения экипажей и бронетехники противника. Также можно сражаться с аналогичной техникой противника. Изначально во времена «Чёрной акулы» планировалось ввести новую тактику для ударных вертолётных групп.

В непосредственной близости от противника используйте небольшие маневренные разведывательные вертолеты.

Они будут передавать данные на тяжеловооруженные машины, которые будут открывать огонь с относительно безопасного расстояния.

Для эффективной стрельбы машина оснащена комплексом «Самшит-Э». В его состав входит не только тепловизионная камера, но и пеленгатор и целеуказатель на основе лазерного луча. РЛС представлена ​​«Арбалетом-52», который осуществляет поиск наземных целей и обеспечивает корректировку на малых высотах. Он также обеспечивает противоракетную оборону.

КА 52 в небе
Пара вертолетов Ка-52 на боевом дежурстве

Из электроники также установлены системы активной защиты и РЭБ.

Вооружение вертолета Ка-52М

Вертолет практически сохранил все вооружение от одноместного Ка-50. В его состав входит автоматическая 30-мм пушка 2А42. Кстати, ЗРПК «Панцирь», о котором мы говорили ранее, вооружен такой же пушкой.

Вертолет также вооружен неуправляемыми ракетами, авиабомбами и другим вооружением, например управляемой ракетой класса «воздух-воздух» «Икла-В», противотанковым комплексом «Штурм-ВУ» и т д. Надо сказать, что возможности вертолета будет значительно расширен, если будет дополнительно вооружен крылатыми ракетами «Продукт 305». Они способны поражать цели на расстоянии до 100 км. По некоторым данным, эти ракеты уже прошли испытания в Сирии, которые проходили параллельно с испытаниями вертолета «Ночной охотник». Напоследок предлагаем вам ознакомиться с еще одной разработкой российского ПВК — танком «Армата».

Вооружение машины состоит из следующих компонентов:

  • 30-мм пушка подвижного типа;
  • количество управляемых и неуправляемых ракет в зависимости от каждой конкретной боевой задачи;
  • бомб, а нагрузка может достигать 2000 кг.

Все это складывается в хорошо вооруженную машину, способную решать практически любые задачи на поле боя, от поддержки пехоты в обороне до атаки хорошо укрепленных позиций противника.

Машина также имеет большой потенциал для модернизации.

При заказе «Мистралей» (десантных вертолетоносцев) было принято решение о создании палубных вертолетов на базе Ка-52 именно для этих кораблей. Конструкторы выполнили свою задачу, получившийся аппарат отвечал всем требованиям как флота, так и армии. Одна беда, «Мистралей» не дождались.

Вооружение Ка-52
Ка-52 с полным боекомплектом

Это не помешало выпуску малой серией ударных вертолетов морского типа, которые сейчас используются для охраны флагманов, патрулирования и разведки.

Стрелковое вооружение: 1 × 30-мм пушка 2А42 (боекомплект — 460 выстрелов; выборочная подача боеприпасов, переменная скорострельность)

Точки подвески: 4 или 6 (с 2012 г)

Боевая нагрузка: 2000 кг (2800 кг на вертолетах с 6 узлами подвески)

Управляемые ракеты:
— ракеты класса «воздух-земля»: 2 х 6 ПТРК «Атака» (6 км) (с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная) или ПТРК «Вихрь-1» (10 км)
— ракеты класса «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (не размещается на пилонах);

Неуправляемые реактивные снаряды: С-8 калибра 80 мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122 мм (4 х 5 шт.).

Ка-52 на боевом дежурстве

Принятые на вооружение вертолеты служат в полках, рассредоточенных по стране. Отзывы пилотов о машинах положительные, отмечаются высокая экономичность, относительно простое управление и возможность тренировочной заправки.

К сожалению, две машины были потеряны во время похода.

причины падения устройств в технических ошибках. Но для такого большого автопарка всего восемьдесят одна, две аварии — это небольшой показатель.

Ка-52 также использовался в войнах. Боевое крещение аллигатор получил в Южной Осетии во время августовской войны. Ему не нужно было конкретно выражаться, причина в специфике этого конфликта. Бои длились недолго, и грузинская армия особого рвения в боях не проявляла.

Ка 52 - аллигатор
Вертолет Ка-52 «Аллигатор» на военной выставке

Сирия стала еще одним крупным вооруженным конфликтом. Небо над авиабазой Хмейним патрулируют в том числе и эти машины.

По состоянию на начало 2018 года ни одна машина не была потеряна или серьезно повреждена. Косвенно можно назвать причину в «ужасном» Ка-52. Мощное вооружение с прочной броней, а также «навороченная» электроника делают «Аллигатор» сложной мишенью, не по зубам многим террористам или другим противникам российских военных.

По этим и некоторым другим признакам можно говорить о популярности этого вертолета.

Ка-52, разработка специального конструкторского бюро среди вертолетчиков, вобрал в себя все мысли и идеи новейшей техники. Линия ударных вертолетов Камова, от «Черной акулы» до «Аллигатора», не прекращается. История Ка-52 далека от завершения, будут модификации, будут новые модели на его базе. В этом нет никаких сомнений.

Возможности вертолетов “Аллигатор”

Последняя модернизация Ка-52 проведена с учетом всех недостатков, выявленных в ходе боевых действий в Сирии. Как сообщается, вертолет получит новую оптико-электронную систему. Он лучше распознает цели и имеет больший радиус действия. Также машина будет оснащена новым усовершенствованным радиолокационным комплексом Б006 «Резец». По словам инженеров, радар сможет обнаруживать танки на расстоянии до 45 км. Он обнаруживает истребители на расстоянии до 50 км, а корабли — на расстоянии до 150 км.

Ка-52М также будет оснащен многоканальным прицельным комплексом ГОЭС-45. На разработку было выделено около 500 миллионов рублей. Предположительно, машина также будет оснащена системой взаимодействия с разведывательным комплексом «Стрелец». Это означает, что военные могут обмениваться информацией с вертолетом в воздухе в автоматическом режиме.

На борту вертолета имеется автоматическая пушка 2А42, ПТРК, а также другое вооружение

Тактико-технические характеристики Ка-52 Аллигатор

Экипаж Ка-52 Аллигатор

— 2 (пилот и оператор вооружения)

Размеры Ка-52 Аллигатор

— Длина: 16,0 м
— Длина фюзеляжа: 14,2 м
— Диаметр ротора: 14,5 м
— Размах крыла: 7,3 м
— Высота: 5 м

Вес Ка-52 Аллигатор

— Максимальный стартовый вес: 10 800 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)

Двигатель Ка-52 Аллигатор

— 2 × турбовальных ВК-2500 производства ОАО «Климов

Мощность двигателя

— 2 × 2400 л.с. (при взлете)
— в аварийном режиме: 2 х 2700 л.с.
— крейсерская: 2 х 1750 л.с. Мед.

Скорость Ка-52 Аллигатор

— Максимально разрешенная скорость: 350 км/ч источник не указан 448 дней
— Максимальная скорость: 300 км/ч
— Крейсерская скорость: 260 км/ч
— Скороподъемность: 15 м/с MCA (H=0)
— Максимальная рабочая перегрузка: +3,5 г

Дальность полета Ка-52 Аллигатор

— Практическая дальность: 460 км
— Дальность перегона: 1110 км

Статическая крыша Ка-52 Аллигатор

— 4000 м

Динамическая крыша Ка-52 Аллигатор

— 5500 м

Преимущества вертолета Ка-52

Основные преимущества «Аллигатора» заключаются в том, что он может вести боевые действия в любое время суток и в любых метеоусловиях. Он может распознавать вражеские объекты с очень большого расстояния и передавать эту информацию своим войскам. Он может самостоятельно осуществлять эффективное уничтожение противника на очень большом расстоянии за счет новейшего оборудования и большой огневой мощи.

Ка-52 имеет систему снижения заметности для техники противника, оснащен системами радиоэлектронной защиты и противодействия. Эта боевая машина соответствует всем международным стандартам качества и безопасности. Обладает отличными летными характеристиками и высокой маневренностью. В основном это было достигнуто за счет использования соосной системы ротора. Все это позволяет совершать быстрые движения и быть менее уязвимым для огня противника.

На ходу

Вертолет может летать на высоте более 5 километров над уровнем моря. Такие показатели стали возможны благодаря использованию мощной силовой установки, которая состоит из двух газотурбинных двигателей общей мощностью 5 тысяч лошадиных сил. Кроме того, вертолет отличается высокой надежностью полетов как в жарких климатических условиях, так и в приполярных зонах.

Вертолет «Аллигатор» оснащен новейшим бортовым оборудованием; вооружение машины может быть изменено в зависимости от поставленных задач.

Технические недостатки вертолетов Ка-52

Как мы уже говорили выше, на вертолете Ка-52 была решена задача управления вооружением. Правда, машины оснащены теми же комплексами «Вихрь», но управлялись они уже не летчиками, а операторами.

Несмотря на то, что новый вертолет получил высокие оценки в СМИ, специалисты указывали на ряд его недостатков, таких как устаревшее вооружение, ошибки во многих системах и т д. Например, бывший главком ВКС России . Force Виктор Бондарев назвал очки ночного видения «гибелью летчиков». Они хорошо работали только в безоблачную погоду, но как только в небе появлялась дымка, по словам Виктора Бондарева, летчики после их использования несколько дней ходили с красными глазами.

В 2018 году, когда машины были доставлены в Египет, о них стали писать в СМИ как о куче технических проблем. Например, двигатели ВК-2500 теряли тягу при высоких температурах. Кроме того, возникли проблемы с бортовой электроникой, что усложняло навигацию.

Первый полет модернизированного вертолета Ка-52М совершил в 2020 году

Правда, не все проблемы можно назвать глобальными. Теоретически они могут быть устранены в новых партиях вертолетов. Однако было принято решение о глубокой доработке Ка-52М. По имеющимся данным, вертолет будет иметь существенные отличия не только от базовых моделей Ка-52, но и от всех существующих модификаций.

Модификации

Ка-52 в полете, осень 2011 г.

  • Ка-52 — базовая версия
  • Ка-52К — морская модификация Ка-52. Отличается наличием механизма складывания лопастей и несущих консолей, усиления шасси. В сентябре 2011 года в Баренцевом море прошли учения с участием вертолета Ка-52 (опытный номер 061), где он впервые приземлился на палубу большого противолодочного корабля. Корабельный вариант Ка-52 станет основной ударной силой как для вертолетоносца типа «Мистраль» (который поступит на вооружение российского флота к 2014 году), так и для других кораблей ВМФ России. Первые серийные испытания ожидаются в 2013 году.

Происшествия

12 марта 2012 г в В 21:05 вертолет Ка-52 (бортовой номер 99) потерпел крушение в Торжокском районе Тверской области во время планового тренировочного полета. Обломки были обнаружены поисковой службой через 10 часов после аварии (всего в 10 км от аэропорта Торжок, в 1,5 км западнее поселка Большая Киселенка, расположенного на трассе Москва-Санкт-Петербург (трасса М-10)). В результате падения штурман экипажа погиб, пилот получил серьезные травмы и позже скончался, несмотря на все усилия врачей.

Ка-52 «Аллигатор» и Ка-50 «Черная акула» — сходства и различия

Основное внешнее отличие «Аллигатора» от «Черной акулы» — двухместная кабина. Однако есть несколько незаметных на первый взгляд отличий — например, в отличие от Ка-50, чисто дневной машины, Ка-52 прекрасно может работать ночью.

Как и на Ка-50, бронированная кабина обеспечивает членам экипажа Ка-52 защиту от огня из автоматического оружия калибра до 23 мм. Он оснащен тремя многофункциональными цветными жидкокристаллическими индикаторами, на которые выводится необходимая оперативная информация. Шлемы членов экипажа с нашлемными прицелами и встроенной системой индикации.

Обе пилотские станции имеют одинаковые элементы управления, и любой член экипажа может как стрелять, так и управлять вертолетом.

Ка-52

Ка-52 «Аллигатор»

Встроенный всепогодный комплекс пилотирования, навигации, управления вооружением, прицеливания и применения оружия включает в себя тепловизионную камеру, новую бортовую РЛС миллиметрового диапазона («Арбалет»), обеспечивающую трехмерную информацию о тактической обстановке, и ряд других комплексов оборудования. Для автоматического обмена разведывательной и целеуказательной информацией между вертолетами в группе с командным пунктом вертолет имеет закрытую аппаратуру связи.

Как и Ка-50, Ка-52 «Аллигатор» является достаточно автономной машиной — время его боевого применения (без необходимости капитального ремонта) в «военно-полевых» условиях составляет около 12 суток. Такая надежность обеспечивается наличием встроенных систем управления, оперативной информации и диагностики состояния систем, благодаря чему удалось минимизировать вмешательство обслуживающего персонала при различных видах обучения вертолетов.

Фото Ка-52 Аллигатор

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

Ка-52 «Аллигатор» — ударный вертолёт

ВИДЕО «Аллигатор» в условиях боевых действий в Сирии

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий