Опорный мостовой кран применяется в производственных помещениях, на улице или под навесом для погрузочных и разгрузочных работ.
Устройство опорных мостовых кранов
Монтаж опорных кранов выполняется на неподвижных опорах цехового или складского помещения и представляет конструкцию, имеющую конфигурацию моста. Его установка занимает весь цеховой пролет, которая передвигается по подвешенным рельсам, являющимися путями. Каждая модификация крана имеет свой ГОСТ.
Подъемники различаются по следующим типам и особенностям:
- конструкции однобалочные либо двухбалочные;
- приводы ручные или электрические;
- тип захвата грейферный, магнитный либо крюковый.
Концевые балки опорного крана крепятся к подкрановому пути, который пролегает по нижней части балок подкрановых.
Мостовой грузоподъемник с помощью концевой балки передвигается по рельсам, установленным на подкрановой балке. Его еще называют концевой балкой.
Он имеет следующие основные узлы:
- мост — стальная подвижная конструкция, которая служит основанием для движения тележки по подкрановым рельсам, они установлены и закреплены на положенной высоте к цеховым стенам с соблюдением всех норм безопасности;
- тележка — это жестская сварная рама, снабженная ходовыми колесами, механизмом перемещения, к ней подведено токоприемное устройство и устройство, обеспечивающее безопасность;
- концевая балка состоит из корпуса, представляющего собой сварной короб из легированной листовой стали или швеллеров, колесных блоков и мотор-редуктора, балка является механизмом передвижения устройства по проложенным путям и является опорой крана;
- путь подкрановый обеспечивает движение подъемной машины по балке подкрановой, бывает рельсовым или балочным, его направляющие выполнены из квадратной или полосовой стали;
- таль используются в тележках и встречается как отдельный подъемный механизм, тали, управляемые электрическим приводом, состоят из электродвигателя, редуктора, лебедки, звездочки, крюка и тормоза, и разделяются на стационарные и динамические;
- эстакада подъемника — это несущая конструкция, которая объединяет пролетные горизонтальные сооружения и опоры, под опоры для мостовых кранов в цеховых помещениях используют колонны или отдельно изготовленную эстакаду, представляющая ферму.
Электрооборудование опорных кранов
Краны мостовые имеют электрооборудование, которое разделяется на основное и вспомогательное. Главные операции: движение моста, тележки, подъем, опускание грузов обеспечивает основное оборудование, а вспомогательное выполняет второстепенные функции.
К основному силовому оборудованию кранбалок относится оборудование, работающее на трехфазном переменном токе с напряжением 380 В и частотой 50 Гц:
- электродвигатели;
- электромагниты;
- оборудование, обеспечивающее работу тормозов;
- выключатели;
- ограничители конечных положений механизмов;
- пускатели магнитные.
К основным относятся и аппараты, управляющие силовым оборудованием. Это реле, автоматы, контроллеры, предохранители. Они работают на переменном напряжении 220 В. Схема подключения этих приборов, является слаботочной.
К вспомогательному оборудованию относятся:
- звуковые аппараты сигнализации;
- осветительные приборы;
- обогревающая печь для кабины управления;
- приборы для измерений;
- дополнительные защитные средства.
Подвод электропитания к крановому токоприемнику производится с помощью троллей либо системы из гирлянды кабелей. Все схемы управления и подключения электрооборудования входят в общую документацию.
Особенности работы однобалочного моста
Кран мостовой однобалочный опорный бывает с ручным или электрическим приводом. Грузоподъемность ручных машин равна 12,5 — 20 Т с пролетом от 4,5 до 16,5 метров.
Период работы мостового устройства с электроприводом состоит из захвата груза, его перемещения, называемое рабочим ходом, разгрузки и возврата к исходному положению, которое считается холостым ходом. Кран мостовой электрический однобалочный опорный имеет грузоподъемность 1 — 10 т. В его рабочие характеристики входят:
- скорость передвижения;
- расстояние перемещение, определяемое величиной пролета;
- верхний уровень подъема груза.
Их скорость передвижения равна 0,4 — 10 м/с или 24 — 60 м в минуту. Величина рабочего пролета данной модели имеет диапазон 3-15 м.
Эти однобалочные опорные агрегаты устойчивы к температурным колебаниям и могут стабильно работать при температуре -20…+40°С.
Краны однобалочные опорные получили популярность благодаря таким положительным свойствам, как экономичность, невысокая цена, прочность и надежность в работе, несложное управление. Доступные по цене детали позволяют вовремя производить ремонт.
Особенности работы двухбалочного моста
Краны мостовые с двумя балками могут комплектоваться несколькими подъемными устройствами и тележками. Если они имеют равную грузоподъемность, то управление ими проводится синхронно. Если величина грузоподъемности разная, тогда одно из них считается основным, а другое вспомогательным и управление осуществляется последовательно.
Кран мостовой двухбалочный опорный служит для работы в помещениях с большими пролетами и является более мощным в сравнении с однобалочным. Подъемная машина с ручным управлением грузоподъемностью от 5 до 20 т применяется в цехах, имеющиех пролет от 8 до 17 м.
Кран мостовой электрический двухбалочный опорный может поднимать грузы от 5 до 350 т с пролетом цеха от 10,5 до 32 м.
Двухбалочные агрегаты выгодно отличаются рядом показателей:
- надежность и прочность благодаря конструкции из двух балок;
- для работы с негабаритным грузом есть возможность усилить механизм дополнительными тележками;
- комфортное и несложное управление;
- простота в ремонте;
- большой по габаритам выбор модели позволяет выбрать устройство под любое помещение;
- устойчивость к любым погодным условиям, может работать при температуре ниже -40°С;
- возможность менять положение кабины управления;
- возможность дополнять необходимым грузоподъемным оборудованием;
- отличается плавным ходом и встроенным тормозом механизма перемещения.
Среди двухбалочных машин существуют агрегаты, рассчитанные на поднятие небольших тяжестей. К ним относится кран, предназначенный для работы с грузами, равными 1-5 т. Кран опорный 5 т можно встретить в закрытых помещениях. У него небольшие габариты, и он управляется оператором из кабины.
К популярной модели, такой, как опорный 5т, относится мост, имеющих конструкцию из 2 балок, который предназначен для работы с тяжестями не более 10 т. Его отличие от других подобных кранов заключается в том, что ГОСТ разрешает дополнять агрегат оборудованием для подъема — траверсой, грейфером, магнитом. Такой агрегат применяют для установки на опорные краны, имеющие большую грузоподъемность.
Благодаря таким качествам, как надежность, универсальность и простота в управлении, краны мостовые нашли широкое применение в народном хозяйстве.