Грузовые автомобили повышенной проходимости, такие как КамАЗ-вездеход, пользуются на рынке повышенным спросом, поскольку позволяют осуществлять транспортировку различных грузов в наиболее сложных дорожных условиях. В частности, эти грузовики способны решать задачи доставки той или иной продукции в сельскую местность, куда добраться способно далеко не каждое транспортное средство. Также внедорожные тягачи незаменимы и для северных регионов, поскольку могут успешно работать в самых неблагоприятных погодных условиях.
Модель вездехода КамАЗ 43118
Ярким примером вездехода КамАЗ является трехосный грузовик модели 43118 с колесной формулой 6×6. Автомобиль широко применяется для транспортировки грузов и пассажиров в отдаленные регионы в условиях плохих дорог или полного бездорожья. Основное преимущество машины заключается в простоте конструкции, позволяющей выполнять ремонт и обслуживание в полевых условиях.
Базовой моделью для 43118 стал военный самосвал КамАЗ 4310. Массовое производство таких грузовиков началось в 1995 году и осуществляется по сей день. КамАЗ 43118, признанный наиболее востребованным отечественным грузовиком, в 2010 году подвергся модернизации, включая доработку ряда узлов, улучшение внешнего вида и расширение комплектации.
КамАЗ 43118 получил кабину, обладавшую стандартным для тех лет внешним видом и предусматривавшую только базовые органы управления. В сравнении с базовой моделью версия 43118 имеет новый двигатель, гидравлический подъемник кабины и особую конструкцию шасси. Плотность компоновки кабины и грузовой платформы позволила удлинить кузов до 610 см (на 130 больше, чем у 4310), а совокупная длина увеличилась на 96 см. Ширина КамАЗа осталась прежней.
В автомобиле КамАЗ самосвал 43118 может на выбор устанавливаться одна из двух моделей двигателей: базовый мотор на 300 л. с. или усовершенствованный — на 260 л. с. Обе версии соответствуют требованиям стандарта «Евро-3», работают на дизельном топливе и оснащены турбонаддувом. Расход топлива на 100 км составляет 33 и 38 л, максимальная скорость — 90 и 102 км/ч соответственно.
После осуществленной в 2010 году модернизации грузовика основные технические параметры остались неизменными. Доработки затронули дизайн, комфортабельность и дополнительные возможности управления. Автомобиль обладает высоким уровнем проходимости и позволяет использовать различное навесное и прицепное оборудование, такое как миксер или КМУ.
Вездеходный тягач КамАЗ 44108
КамАЗ 6×6 марки 44108 является развитием модели 43118, он выпущен по заказу МЧС и Минобороны РФ. Помимо повышенной проходимости, новая модель унаследовала от своей предшественницы высочайший уровень надежности, а также простоту ремонта и обслуживания. Благодаря высокому уровню унификации с основными системами и узлами других моделей грузовиков Камского автозавода любые возникающие проблемы устраняются в кратчайшие сроки и с минимальными усилиями, тем более что найти любые запчасти и комплектующие, в том числе колеса, достаточно просто.
КамАЗ 44108 представляет собой многоцелевой тягач, способный успешно заменить собой двухосный самосвал или обычный тягач, испытывающий серьезнейшие проблемы при преодолении сложных участков пути. Этот автомобиль получил широкое применение как в гражданских организациях (в первую очередь — в добывающей, нефтяной и газовой промышленности), так и в вооруженных силах РФ.
Для седельных тягачей, особенно таких, как четырехосный КамАЗ, предназначенных для транспортировки наиболее крупных и тяжелых грузов, характерна большая собственная масса, негативно влияющая на проходимость. Полный вес модели 44108 составляет 19 тонн, максимальный вес полуприцепа — 23 тонны, а предельный совокупный вес автопоезда — 32 тонны. При этом показатель грузоподъемности тягача оптимально сбалансирован с проходимостью, что и является одной из причин огромной популярности вездехода 44108.
Полноприводный КамАЗ 44108 оснащен в базовой комплектации мотором КамАЗ 740.30, имеющим следующие характеристики:
- мощность — 260 л. с.;
- соответствие выхлопов стандарту «Евро-3»;
- количество цилиндров — 8;
- рабочий объем — 10,85 л.
Также автомобиль может оснащаться силовой установкой Cummins L325. Ее технические характеристики: мощность — 260 л. с., объем — 9 л, максимальная величина крутящего момента — 1 200 Н·м. Вездеходный самосвал КамАЗ потребляет около 43,5 л топлива на 100 километров пути, что является хорошим показателем для этого класса авто. Грузовик оснащен двумя емкостями для дизельного топлива, объем которых составляет 350 и 210 л.
https://www.youtube.com/watch?v=WbFuvAJdf7s
Кабина автомобиля расположена над двигательной установкой и отличается повышенной комфортабельностью. Модернизированная версия кабины 44108 со спальником предусматривает увеличение высоты крыши и другие улучшения. Для облегчения доступа к силовому агрегату используется система гидроподъема кабины.
Базовое шасси автомобиля КамАЗ 44108 позволяет использовать самое различное навесное оборудование, такое как миксер или манипуляторная установка. Также большой популярностью пользуются самосвальные и бортовые грузовики 44108 с полуприцепом.
Семейство «Мустанг»
В середине 1980-х годов Министерство обороны поставило перед советским автопромом задачу осуществить разработку и выпуск универсального автомобиля, имеющего полный привод и способного превратиться в основную транспортную единицу Советской армии. В рамках заказа требовались автомобили грузоподъемностью в четыре, шесть и десять тонн, предназначенные для перевозки личного состава, а также различных военных грузов, включая буксировку прицепного оборудования весом 6-12 тонн.
Новые грузовики должны были успешно справляться с поставленными задачами в любых дорожных условиях, вне зависимости от типа рельефа и климата, при температуре воздуха от −45 до +40°С и на высоте до 4 км над уровнем моря. Так появилось семейство грузовиков «Мустанг», включавшее в себя следующие модели: КамАЗ 4×4 4350, КамАЗ 6×6 5350 и КамАЗ 8×8 6350.
Двух-, трех- и четырехосный самосвал, входящие семью «Мустанг», с самого начала рассматривались как универсальные грузовики, причем минимальная унификация внутри семейства составляла 85%. Базовое шасси должно было позволять устанавливать как грузовую платформу, так и различные виды вооружения и специфические военные надстройки.
Первые прототипы вездеходов «Мустанг» были выпущены в начале 1990-х, однако в связи с распадом Советского Союза их разработка была на какое-то время приостановлена. Первые девять машин (по три грузовика каждой модели) сошли с конвейера только в 1995 году. Устройство автомобилей «Мустанг» включало в себя все наиболее современные наработки:
- зависимая передняя и балансирная задняя подвески на рессорах;
- дифференциальная раздаточная коробка с постоянным включением мостов, демультипликатором и возможностью блокирования межосевого дифференциала;
- ведущие мосты с редукторами на 2 ступени;
- гидроусилитель руля «винт»;
- качественная герметизация и сапунирование систем, узлов и агрегатов;
- усовершенствованная тормозная система.
Начиная с 1999 года автомобили КамАЗ «Мустанг» являются приоритетной серией автомобильного транспорта в подразделениях Министерства обороны и МЧС РФ. Серийное производство этих вездеходов продолжается и сегодня, причем автомобили оснащаются различными типами армейского навесного оборудования и систем вооружения.