Техническое обслуживание КМУ должно осуществляться в строгом соответствии с прилагаемой инструкцией по эксплуатации, которая разрабатывается производителем. Регламентные работы по КМУ необходимо совмещать с техобслуживанием машины на которую установлена краново-манипуляторная установка. В случае установки манипулятора на автомобильную платформу ТО, как правило, проводят вместе с очередным техническим обслуживанием автомобиля.
Регулярное техобслуживание гидроманипулятора позволяет обеспечить:
- постоянную готовность к эксплуатации;
- безопасность проведения работ;
- предотвращение преждевременного износа, неполадок и поломки узлов и агрегатов КМУ;
- увеличение межремонтных сроков;
- сокращение расхода горюче-смазочных и других расходных материалов.
ТО краново-манипуляторной установки производится с неукоснительным соблюдением техники безопасности при обслуживании крана-манипулятора.
Обслуживание крана-манипулятора должна выполняться лицами, достигшими возраста 18 лет и прошедшими обучение по соответствующим программам, согласованным с Ростехнадзором России.
При любых условиях эксплуатации, вне зависимости от сезона необходимо соблюдать периодичность ТО КМУ.
В зависимости от периодичности, объёма работ, выполняемых операций и трудоемкости выделяют следующие виды ТО крана-манипулятора:
- ежесменное (ЕО);
- первое после начала эксплуатации (ТО-1);
- первое периодическое (ТО-2);
- второе периодическое (ТО-3);
- сезонное (СТО);
- внеочередное ТО.
Перечисленные регламенты проводятся в обязательном порядке по графику и входят в систему планово-предупредительных ремонтов (ППР).
Как правило, периодичность производитель указывает в инструкции в моточасах или в днях. Для разных моделей манипуляторов приводимые значения периодичности выполнения ТО могут существенно отличаться. Также может меняться и перечень регламентов в зависимости от модели КМУ (ее конструктивных особенностей, спецификой эксплуатации), требований предприятия-изготовителя.
Ежесменное техническое обслуживание КМУ производится ежедневно независимо от количества смен — перед каждым выездом или началом работы. При ЕО проверяются техническое состояние крана-манипулятора, его готовность к работе.
ЕО включает следующие виды работ:
1) уборочно-моечные — производятся после окончания работы, один раз в смену;
2) контрольные — проводится визуальный внешний осмотр и проверка:
- крепления и состояния всех узлов и агрегатов крана-манипулятора;
- герметичности гидравлической системы;
- работоспособности системы ограничения подъема груза (системы безопасности);
- уровня гидрожидкости в баке, редукторах;
- состояния механизмов грузозахвата и тросов;
3) заправочные.
ТО-1 выполняют через первые 50 моточасов после начала эксплуатации, но не позднее двух месяцев. Включает следующие виды регламентов:
- все операции ЕО;
- смазку крана-манипулятора согласно прилагаемым производителем схемам;
- контроль затяжки резьбовых соединений в соответствии с рекомендованными затягивающими моментами и шпилек крепления КМУ;
- замену масляных фильтров высокого и низкого давления.
ТО-2 проводится через каждые 50-150 моточасов работы крана-манипулятора (но не позднее шести месяцев) и включает:
- все операции ЕО;
- операции ТО-1;
- проверку состояния сварочных швов на конструкциях КМУ (стреловое оборудование, колонны, опорно-поворотное устройство, аутригеры);
- проверку работоспособности гидроцилиндров и гидрозамков.
ТО-3 выполняют через 400-1000 моточасов работы КМУ (как минимум один раз в год). Во время ТО-3 выполняют:
- все операции как при ТО-1 и ТО-2;
- замену масла в гидросистеме манипулятора.
СТО производят при очередном ТО при переходах к весенне-летней и осенне-зимней эксплуатации (т.е. 2 раза в год).
Проведение ТО-1, ТО-2, ТО-3 и СТО должно обязательно регистрироваться в паспорте.
Внеочередное обслуживание КМУ выполняется, например, после проведения ремонта.
Таким образом, в настоящей статье охарактеризованы основные виды ТО манипуляторов. Как и любая техника краны-манипуляторы требуют должного внимания и ухода. Соблюдение периодичности ТО и качественное выполнение всех предписанных регламентов позволяет избежать вынужденных простоев краново-манипуляторного оборудования в случае поломок, вызванных недосмотром, небрежным отношением к технике, а значит и избежать крупных материальных потерь, связанных с дорогостоящим ремонтом и упущенной выгодой.