Тахограф что это такое?
Тахограф – это прибор, который устанавливается в автомобиле, подключается к его бортовой сети и инженерным системам. Основная функция устройства – регистрация в автоматическом режиме параметров движения транспортного средства и хранение этих данных в памяти с возможностью просмотра при проверке.
Современные приборы:
- Фиксируют пробег автомобиля и скорость движения.
- Фиксируют время вождения, отдыха и других работы, выполняемых водителем.
- Регистрируют все денных, шифруют их и хранят в виде, защищённом от редактирования.
Последний пункт особенно важен. Информация, которую зафиксировал бортовой самописец, является максимально объективной и не может быть изменена. Поэтому оно обладает доказательной силой и может использоваться при решении спорных вопросов – в том числе и в судебном порядке. Данные хранятся в виде файла .ddd, который можно импортировать в программу анализа тахографа.
Специальное программное обеспечение расшифровывает информацию и выводит её в текстовый формат.Данные отправляются через блок управления непосредственно на платформу. Все файлы проверяются на полноту и целостность, поэтому вы всегда знаете, соответствует ли ваш архив требованиям законодательства. Независимо от типа хранения файлов и от их формата, редактировать их нельзя, так как файл будет поврежден и не откроется в программе. Данные предназначены только для просмотра и ознакомления.
Если водитель и/или третье лицо будет замечено за попыткой фальсификации данных, это может повлечь негативные последствия, вплоть до административного штрафа.
Что такое СКЗИ в тахографе?
В зависимости от того, какие рейсы выполняет автомобиль, требования к марке и конструкции бортового самописца могут различаться:
- Для машин, которые выполняют международные рейсы, обязательным будет использование тахографов ЕСТР.
- Транспортные средства, которые эксплуатируются в РФ, оснащаются тахографами с модулем СКЗИ/НКМ (навигационный криптозащитный модуль).
Блок СКЗИ – это система криптографической защиты данных, которая встраивается в бортовой самописец. Этот блок обладает высокой автономностью и включает собственный модуль памяти, ГЛОНАСС приемник, хронометр и акселерометр. Питание обеспечивается в том числе и от резервной батареи, потому криптографическая защита работает даже при обесточивании бортового самописца.
Основная функция СКЗИ – сбор информации, ее шифрование и хранение. Данные от датчика скорости поступают в модуль СКЗИ, обрабатываться микропроцессором и хранятся в его памяти в зашифрованном виде. Изменение этих данных невозможно, а для доступа с дешифровкой нужно задействовать специальный электронный ключ.Срок использования модуля НКМ ограничен.
Установленный в тахографе элемент активируется при начале использования прибора. После этого раз в 3 года необходимо выполнять замену блока СКЗИ и проводить активацию нового модуля. Оказывать услугу по замене и активации НКМ могут только мастерские с лицензией от ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием.
Устройство тахографа и принцип его работы
Устроен бортовой самописец достаточно просто. Основной блок располагается в кабине автомобиля таким образом, чтобы у водителя был доступ к лицевой панели с кнопками управления. Современные тахографы оснащаются экранами, на которые выводится основная информация о работе системы.
Система контроля подключается к бортовой сети машины для обеспечения питания. Автономная работа при выключенном двигателе гарантируется большой емкостью батареи. Кроме того, в прибор встраивается энергонезависимый модуль памяти, потому данные, записанные тахографом, сохраняются в любом случае.
Для передачи информации о движении ТС к прибору подключается датчик скорости. Подключение выполняется с помощью штатных разъемов. Важная функция тахографов современного типа – персонализация доступа. Для использования прибора необходимо установить персональную карточку водителя: только в этом случае информация будет корректно фиксироваться и сохраняться в памяти.
Кроме тахокарты водителя в работе с устройствами используются карточки мастерских, компаний и контролеров.
Виды тахографов
Существует два основных исполнения корпуса – круглой формы (внешне поход на спидометр) и прямоугольной (похож на автомагнитолу). По методу фиксации информации тахографы бывают двух типов:
- Аналоговые приборы, бывшие в широком употреблении ранее, а в настоящее время уже запрещены к установке на законодательном уровне и практически полностью вышли из употребления. Они фиксируют данные на таходиск, причем данные о водителе были заполнены изначально. Основной недостаток: их достаточно легко обмануть.
- Цифровые устройства с криптомодулем фиксируют информацию на электронную карту, а также способны поддерживать систему глобального позиционирования. Обмануть их практически невозможно.
По правовому подчинению цифровые тахографы подразделяются на три основных группы:
- ЕСТР (аналоговые и цифровые),
- без средств криптографической защиты информации (720 приказ),
- с блоком навигационно-криптографического модуля (СКЗИ).
ЕСТР – это Европейское соглашение, наводящее порядок в регулировании работы водителей автомобилей, выполняющих международные автомобильные перевозки. В основу тахографов европейского стандарта положены европейские правовые нормы, базирующиеся на положениях ISO. Россия подписала и ратифицировала международный договор на использование таких тахографов. Он касается любых транспортных средств, зарегистрированных в странах, участниках ЕСТР, или перемещающихся по дорогам стран-участниц соглашения.
Установка тахографа
Поскольку тахограф – оборудование для контроля, устанавливать его самостоятельно владелец транспортного средства не может и не имеет права. Этим занимаются специализированные сервисные центры, имеющие лицензию на работу с криптографическими устройствами, выдаваемую Росавтотранс. Там же и подписывают необходимые документы для законного оформления установленного тахографа.
Если Вы имеете отношение к такому сервису, то видео, ниже, будет полезно для вас, так как наглядно показывает как правильно устанавливать устройство.
Одна из задач мастера – выбрать для тахографа такое место размещения, чтобы водитель мог работать с ним, не слишком отвлекаясь от дороги (например, просматривать предупреждающие сигналы на экране). Удобство для водителя – основной критерий выбора места установки, и только затем мастер протягивает нужные провода и ставит дополнительные держатели или кронштейны.
После того, как новый тахограф подключен к датчику скорости и электросети, все точки электрических соединений тщательным образом изолируются. После этого можно приступить к активации и настройке тахографа и криптографического модуля. В процесс настройки входит и калибровка устройства для максимальной точности записываемых данных.
На какие транспортные средства ставится тахограф
Универсальная конструкция бортовых самописцев позволяет устанавливать их практически на любые автомобили и другие ТС. Но для некоторых категорий транспорта оснащение контрольным устройством будет обязательным согласно закону.
Основной критерий, который определяет, нужно ли ставить тахограф – цель использования ТС. Если автомобиль или автобус эксплуатируются в личных целях, то прибор ставить не обязательно (но можно – так вы получите дополнительную информацию о режиме вожделения). Но если техника применяется коммерческой организацией, то без контрольного устройства не обойтись.
Если транспортное средство периодически эксплуатируется в условиях, не предусматривающих использование тахографа, то на него целесообразно установить самописец, поддерживающий режим «OUT». Но этот режим можно активировать лишь тогда, когда машина находится вне коммерческого рейса – например, ее перегоняют в пределах территории предприятия или в мастерскую для прохождения ТО. Использование режима «OUT» при грузовых или пассажирских перевозках является нарушением!
Согласно законам, тахографы обязательно ставятся на:
- Грузовые автомобили, суммарная масса которых превышает 3,5 т (категории N2, N3)
- Автобусы и микроавтобусы, конструкция которых предусматривает наличие 8 и более пассажирских мест, относящиеся к категориям М2, М3 (это касается также техники, задействованной для перевозки людей на пригородных и внутригородских маршрутах).
- Грузовики, которые перевозят грузы различных классов опасности.
- Самосвалы.
- Краны-манипуляторы.
В список исключений попала военная техника, техника, принадлежащая силовым структурам, строительная и коммунальная спецтехника, троллейбусы и некоторые другие ТС,
На каких авто не нужен тахограф
Группа автотранспортных средств, не нуждающихся в установке контролирующих приборов, обширная. Рассмотрим ниже автомобили, на которые не надо устанавливать тахографы:
- городские и пригородные автобусы;
- троллейбусы;
- транспорт, используемый в военных целях и внутренними органами;
- трактора, погрузчики и самоходные средства;
- автомобили, не предназначенные для коммерческих перевозок, возраст которых превышает 30 лет;
- авто, используемые в процессе обучения;
- специальная техника.
Калибровка тахографа
Чтобы не возникало юридических разногласий и сомнений в правильности записей тахографа, сертифицированный специалист проводит его калибровку, после чего вносит необходимые коррективы и заверяет качество работы собственной подписью и печатью. На видео, ниже, наглядно показано, как провести калибровку.
Калибровка включает в себя фиксацию максимально точного времени, проверку работы датчиков, настройку нужных параметров, испытания и пломбировку устройства. Существует определенный порядок действий при калибровке тахографа.
- Предварительный осмотр: проверяется целостность корпуса, пломб, отсутствие видимых повреждений (любых).
- На стенде проверяется работа всех электроцепей и датчиков тахографа.
- Специалист осматривает транспортное средство, правильность установки тахографа.
- С доступом от сервисной карты производится первичное программирование устройства.
- Дорожные испытания включают в себя контроль правильной регистрации времени, скорости, пройденного расстояния и маршрута транспортного средства. Погрешности замеряются, вносятся в память устройства.
- Специалист пломбирует корпус и выдает на руки владельцу ТС документы о проведенной работе.
Как правильно пользоваться тахографом?
Использование тахографа не требует каких-либо сверхусилий, разобраться с правилами его эксплуатации может любой человек. Главное, чтобы водители, работающие на транспортном средстве, понимали свою ответственность за соблюдение правил работы. На видео, ниже, подробно описано, как пользоваться устройством.
- Перед началом рейса водитель (один или оба) регистрирует свою персональную карту: вставляет ее в слот и вводит ПИН-код. После этого он указывает, каким видом деятельности занимался до активации карты – отдыхал или выполнял какие-либо рабочие задачи. С этого момента начинается отсчет его рабочего времени.
- В устройстве есть четыре режима деятельности водителя: «вождение«, «другие работы«, «отдых» и «готовность«. И если с вождением всё понятно – это время, проведенное непосредственно за рулем, то с остальными надо разобраться.
«Другие работы» – это учет времени, которое водитель провел не за рулем, но выполняя какие-то рабочие действия: оформление документов, сопровождение проверяющих, погрузку-разгрузку, ремонт и т.д. Это время учитывается как рабочее, а не как время отдыха, это важно понимать для соблюдения трудового законодательства.
«Готовность» – это режим для второго водителя, который пока не за рулем. Это тоже не считается временем отдыха, но и не является временем вождения.
«Отдых» – этот режим включается, когда водитель транспортного средства делает обязательную остановку, действительно отдыхает. Установить этот режим можно только при заглушенном двигателе (тахограф считывает данные с узла зажигания).
- После того, как активирована карта, начинается отсчет времени, проведенного водителем за рулем. Согласно закона, каждые 4 часа водитель должен делать остановку минимум на 15 минут для отдыха. Устройство предупреждает о наступлении времени для остановки, подавая звуковой сигнал и соответствующий текст на дисплее (после прочтения звук и текст можно отключить).
- Остановившись, водитель глушит двигатель и переводит рабочий режим в пункт «отдых». Тахограф отсчитывает время остановки, и если оно меньше обязательных 15 минут, не засчитает его как время отдыха. После того, как 15-минутная остановка окончена, показатель времени за рулем обнулится и начнется новый 4-часовой отсчет. В общем, хочешь-не хочешь, а отдыхать придется, даже если вроде бы еще бодр и весел.
- Устройство предупреждает и о превышении максимально допустимой скорости, если это превышение длится минуту или более. Звуковой и текстовый сигнал можно отключить после того, как скорость будет снижена до нормы.
- Водитель вручную вводит данные об изменении режима деятельности: когда меняется с напарником, когда останавливается на отдых, когда занимается рабочими вопросами. Эта информация учитывается в том числе и как соблюдение трудового законодательства.
- После окончания рейса водитель извлекает свою карту, нажав соответствующую кнопку. Данные записываются, и только после этого карту можно забрать.
Фиксация времени вождения и отдыха – не просто прихоть, а соблюдение закона: водитель не должен проводить за рулем более 4,5 часов непрерывно и 9 часов в сутки, время обязательного перерыва не менее 15 минут, время ежедневного отдыха в среднем 11 часов. Причина таких требований в том, что усталость накапливается незаметно и так же незаметно снижается концентрация внимания и скорость реакции, а это уже не безопасно.
Зная упрямый характер водителей дальних рейсов, в Европе давно ввели тахографы для контроля в том числе и режима работы и отдыха, что дало отличные результаты по снижению количества ДТП. Да, их тоже заставляют отдыхать.
Инструкция по использованию устройства с картой СКЗИ
Работник действует в таком порядке:
- Поворачивает ключ, включая зажигание. В этот момент экран тахографа засветится.
- Вставляет свою карту чипом вверх в слот № 1 до щелчка.
- Вводит ПИН-код. Требуется внимательность: в случае ошибки, повторенной троекратно, прибор заблокируется, и заставить его снова работать можно будет только при помощи PUK-кода. Он указан на конверте для идентификационной карты. Если введен правильный ПИН-код, на экране появится ФИО водителя и время последнего изъятия документа.
- Указывает способ времяпрепровождения в течение периода, пока карты не было в слоте (на дисплее появится соответствующий запрос). Например, если шофер отдыхал, он выбирает в меню пункт с изображением кровати. Если занимался ремонтом автомобиля, погрузкой или другой работой — иконку «Гаечный ключ». В некоторых моделях отображаются иные пиктограммы. Чтобы расшифровать их значение, требуется ознакомиться с правилами эксплуатации прибора.
- Переходит в главное меню и вводит данные о местоположении и длительности смены.
- Аналогично идентифицирует себя напарник, если таковой имеется. Свою карту он вставляет в слот № 2. На запрос прибора о текущем режиме следует выбрать «Гаечный ключ» (работа). Некоторые делают ошибку, указывая «отдых». Пребывание в автомобиле, даже если напарник ничем в это время не занят, идентифицируется как часть рабочего процесса.
После этого водитель запускает двигатель, и машина трогается.
Для него текущий режим назначается автоматически:
- при включенном зажигании: «работа»;
- во время движения: «вождение» (изображение руля).
Помимо указанных есть режим «поезд/паром». Его выбирают, когда автомобиль перемещается не своим ходом.
Порядок завершения работы:
- Заглушив двигатель, водитель нажимает кнопку под слотом и удерживает ее в течение нескольких секунд.
- Подтверждает появившийся на дисплее запрос «Конец периода?» нажатием клавиши «Enter».
- Указывает текущее местоположение и предстоящий способ времяпрепровождения («отдых» или «работа»).
- Прибор выдвинет карту.
- Аналогично поступает сменщик.
- Выключают зажигание.
Пользование тахографом без карты является нарушением. На случай утраты или потери работоспособности Приказ № 36 Минтранса предусматривает возможность работы без нее в течение 7 дней или 15, если водитель пребывает в рейсе (приложение 3, пункты 11-13).
В течение этого периода на шофера накладываются обязательства:
- подать заявление на восстановление карты;
- распечатывать на тахографе отчет о каждой смене и ставить на обратной стороне свои ФИО, паспортные данные и подпись.
В главном меню доступны следующие действия:
- Печать. На бумагу выводятся данные за указанный период по водителю, автомобилю или тахограмма.
- Специальные условия. Здесь выбирают режимы «Паром/поезд» или «Вне охвата» (не работает спутниковая система навигации).
- Ввод. Выбирают шофера и помощника, задаются начальная и конечная точки маршрута.
- Настройки. Задают время, громкость звука, яркость дисплея и т.д.
- Телефон. Активируется мобильная связь.
- Технические данные. Выводится информация о приборе.
В экстренных случаях следует нажать кнопку «Тревога». Соответствующий сигнал вместе с координатами автомобиля поступит на пульт диспетчера, и тот проинформирует спасателей.
Как производить печать?
Иногда требуется вывести нужную информацию с устройства. Как пользоваться тахографом в данном случае? При работе устройства используется термобумага. Чтобы вывести данные, выполняется вход в головное меню устройства. Далее выбирают нужное действие (Печать).
Данный режим находится в начале главного меню. Отметим, что печать можно вывести по карте водителя либо по самому автомобилю. В чем разница? Она заключается в объеме содержащей информации. Так, если выбрать печать данных по автомобилю, будут показаны все действия, связанные с грузовиком на протяжении определенного периода времени. Если вы выбираете печать по карте, на бумаге будет отображена только информация по действиям конкретного водителя. Основные запрашиваемые параметры:
- Техническая информация о ТС.
- Соблюдение режимов труда и отдыха.
- График скорости транспортного средства.
- Вождение без вставленной карты.
- Тахограмма.
- Превышение времени вождения.
Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней.
Законы определяющие установку тахографа
Основной законодательный акт определяющий использование тахографов: «Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (открыть текст в Гаранте)
Любой тахограф позволяет водителям ехать в составе «экипажа», вставив одновременно две карты водителя.
Приложение N 2 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440
Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами
Оснащению тахографами подлежат:
грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
транспортные средства категорий N2 и N3 , эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
транспортные средства категорий М2 и М3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
транспортные средства категорий М2 и М3 , осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 11.
Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.) 12, и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;
автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции; транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин,
транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов,
транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами,
медицинские комплексы на шасси транспортных средств,
автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства,
специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений),
транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;
транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;
транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.
Проверка устройства контролирующими органами
Разобравшись, что такое тахограф, и на какие транспортные средства нужно его устанавливать, стоит уяснить и особенности проведения контрольных мероприятий.
Поскольку для многих категорий транспортных средств наличие тахографов, а также о соблюдение требований по их эксплуатации и по режиму работы является обязательным, на трассах проводится контроль. Проверку могут выполнять только сотрудники ДПС ГИБДД и контролеры Ространснадзора. Причем если ранее проводились только совместные проверки (на пунктах весогабаритного контроля), то сегодня представители Ространснадзора могут проверять автомобили и самостоятельно.
В ходе проверки представитель контролирующего органа обязан удостовериться, что на машине установлен исправный прибор, конструкция которого соответствует действующим нормативам. Также проверяется сохранность пломб и отсутствие следов вмешательства в работу прибора.
Используя карту контролера, проверяются:
- Временные интервалы вождения и отдыха.
- Соблюдение требований по использованию индивидуальных тахокарт.
- Соблюдение сроков поверки устройства.
Нормы работы и штраф за отсутствие тахографа
Нормы работы по тахографу ориентированы в первую очередь на законодательные акты, предусматривающие определенный график режима работы. Он указывает на то, что водитель не должен находиться в пути без остановки более 4 – 4,5 часа. Норма на отдых – не менее 45 минут.
Общая продолжительность управления ТС за сутки должна составлять не более 9 часов. При этом водитель должен иметь 2 выходных дня в неделю. Что касается междугородних маршрутов, то нерабочее время в данном случае уменьшается до 9 часов.
Административное взыскание налагается на физическое лицо в виде штрафа в случае отсутствия устройства, его некорректной работы или зафиксированного нарушения. В первых двух случаях, водителю придется заплатить порядка 2 – 3 тыс. рублей. А вот работодатель, за допущение подобных нарушений может «влететь» на 7 – 10 тыс. рублей.
Обязательная установка тахографа становится неизбежной. Стоит отметить, что отношение к нему у водителей и перевозчиков вовсе не однозначное. Для кого-то данное нововведение не вызывает одобрения, а кому-то оно пришлось по душе. Так или иначе, большинство европейских стран эффективно используют тахографы на протяжении многих лет, и результаты внедрения такого новшества превзошли самые смелые ожидания.
В чем польза приборов для водителей
К основным преимуществам оснащения тахографами автотранспортных средств относятся:
- повышение ответственности водительского состава компании. Каждому водителю выдается идентификатор (чип-карта). Это дает возможность отслеживать и контролировать действия конкретного сотрудника на протяжении всего маршрута следования автотранспорта. Водитель знает, что для него действует персональная ответственность, и это его дисциплинирует;
- повышение доходности предприятия – за счет оптимизации расходов на содержание парка автотранспортных средств риск слива топлива или использования транспорта компании в личных целях сведен к нолю;
- юридическая страховка как персонала, так и работодателя. Данные, полученные тахографом, могут быть использованы в трудовых спорах, связанных с нормированием и оплатой труда. Ни водитель, ни его работодатель не смогут предъявить друг к другу необоснованных претензий. Кроме того, работодатель сможет оценить стиль вождения каждого наемного сотрудника, определить уровень его благонадежности и добросовестности.
И, конечно, бортовые самописцы являются источниками данных, которые используются при расследовании дорожно-транспортных происшествий. С их помощью можно объективно оценить ситуацию и установить виновных.
- https://zen.ati.su/article/2021/11/10/kak-zachem-i-pochemu-chasto-zadavaemye-voprosy-o-tahografah-414649/
- https://eraglonass.ru/chto-takoe-tahograf-i-komu-on-nuzhen/
- https://AvtoNov.com/%D1%82%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B2-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5/
- https://VazNeTaz.ru/tahograf
- https://DriverTip.ru/osnovy/tahograf-i-dlya-chego-on-nuzhen.html
- https://skzicard.ru/kak-polzovatsya-tahografom-s-kartoj/
- https://principraboty.ru/princip-raboty-tahografa/
- https://bitlite.ru/zakony/chto-takoe-tahograf-i-dlya-chego-on-nuzhen/
- https://AutoVogdenie.ru/chto-takoe-taxograf-i-dlya-chego-on-nuzhen-v-avtomobile.html
- https://www.1tahograf.ru/o-kompanii/novosti/tahograf-osobennosti-princzip-raboty-i-primenenie-ustrojstva/