Тахограф: что это, для чего предназначен, принцип работы, виды, применение и штрафы

Полезная информация

Тахограф что это такое?

Тахограф – это прибор, который устанавливается в автомобиле, подключается к его бортовой сети и инженерным системам. Основная функция устройства – регистрация в автоматическом режиме параметров движения транспортного средства и хранение этих данных в памяти с возможностью просмотра при проверке.

Тахограф на панели автомобиля

Современные приборы:

  • Фиксируют пробег автомобиля и скорость движения.
  • Фиксируют время вождения, отдыха и других работы, выполняемых водителем.
  • Регистрируют все денных, шифруют их и хранят в виде, защищённом от редактирования.

Последний пункт особенно важен. Информация, которую зафиксировал бортовой самописец, является максимально объективной и не может быть изменена. Поэтому оно обладает доказательной силой и может использоваться при решении спорных вопросов – в том числе и в судебном порядке. Данные хранятся в виде файла .ddd, который можно импортировать в программу анализа тахографа.

Специальное программное обеспечение расшифровывает информацию и выводит её в текстовый формат.Данные отправляются через блок управления непосредственно на платформу. Все файлы проверяются на полноту и целостность, поэтому вы всегда знаете, соответствует ли ваш архив требованиям законодательства. Независимо от типа хранения файлов и от их формата, редактировать их нельзя, так как файл будет поврежден и не откроется в программе. Данные предназначены только для просмотра и ознакомления.

Если водитель и/или третье лицо будет замечено за попыткой фальсификации данных, это может повлечь негативные последствия, вплоть до административного штрафа.

Что такое СКЗИ в тахографе?

В зависимости от того, какие рейсы выполняет автомобиль, требования к марке и конструкции бортового самописца могут различаться:

  • Для машин, которые выполняют международные рейсы, обязательным будет использование тахографов ЕСТР.
  • Транспортные средства, которые эксплуатируются в РФ, оснащаются тахографами с модулем СКЗИ/НКМ (навигационный криптозащитный модуль).
Тахограф: что это, для чего предназначен, принцип работы, виды, применение и штрафы

Блок СКЗИ – это система криптографической защиты данных, которая встраивается в бортовой самописец. Этот блок обладает высокой автономностью и включает собственный модуль памяти, ГЛОНАСС приемник, хронометр и акселерометр. Питание обеспечивается в том числе и от резервной батареи, потому криптографическая защита работает даже при обесточивании бортового самописца.

 Основная функция СКЗИ – сбор информации, ее шифрование и хранение. Данные от датчика скорости поступают в модуль СКЗИ, обрабатываться микропроцессором и хранятся в его памяти в зашифрованном виде. Изменение этих данных невозможно, а для доступа с дешифровкой нужно задействовать специальный электронный ключ.Срок использования модуля НКМ ограничен.

Установленный в тахографе элемент активируется при начале использования прибора. После этого раз в 3 года необходимо выполнять замену блока СКЗИ и проводить активацию нового модуля. Оказывать услугу по замене и активации НКМ могут только мастерские с лицензией от ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием.

Устройство тахографа и принцип его работы

Устроен бортовой самописец достаточно просто. Основной блок располагается в кабине автомобиля таким образом, чтобы у водителя был доступ к лицевой панели с кнопками управления. Современные тахографы оснащаются экранами, на которые выводится основная информация о работе системы.

Система контроля подключается к бортовой сети машины для обеспечения питания. Автономная работа при выключенном двигателе гарантируется большой емкостью батареи. Кроме того, в прибор встраивается энергонезависимый модуль памяти, потому данные, записанные тахографом, сохраняются в любом случае.

Тахограф с открытой крышкой

Для передачи информации о движении ТС к прибору подключается датчик скорости. Подключение выполняется с помощью штатных разъемов. Важная функция тахографов современного типа – персонализация доступа. Для использования прибора необходимо установить персональную карточку водителя: только в этом случае информация будет корректно фиксироваться и сохраняться в памяти.

Кроме тахокарты водителя в работе с устройствами используются карточки мастерских, компаний и контролеров.

Виды тахографов

Существует два основных исполнения корпуса – круглой формы (внешне поход на спидометр) и прямоугольной (похож на автомагнитолу). По методу фиксации информации тахографы бывают двух типов:

  1. Аналоговые приборы, бывшие в широком употреблении ранее, а в настоящее время уже запрещены к установке на законодательном уровне и практически полностью вышли из употребления. Они фиксируют данные на таходиск, причем данные о водителе были заполнены изначально. Основной недостаток: их достаточно легко обмануть.
  2. Цифровые устройства с криптомодулем фиксируют информацию на электронную карту, а также способны поддерживать систему глобального позиционирования. Обмануть их практически невозможно.
цифровой тахограф

По правовому подчинению цифровые тахографы подразделяются на три основных группы:

  • ЕСТР (аналоговые и цифровые),
  • без средств криптографической защиты информации (720 приказ),
  • с блоком навигационно-криптографического модуля (СКЗИ).

ЕСТР – это Европейское соглашение, наводящее порядок в регулировании работы водителей автомобилей, выполняющих международные автомобильные перевозки. В основу тахографов европейского стандарта положены европейские правовые нормы, базирующиеся на положениях ISO. Россия подписала и ратифицировала международный договор на использование таких тахографов. Он касается любых транспортных средств, зарегистрированных в странах, участниках ЕСТР, или перемещающихся по дорогам стран-участниц соглашения. 

Установка тахографа

Поскольку тахограф – оборудование для контроля, устанавливать его самостоятельно владелец транспортного средства не может и не имеет права. Этим занимаются специализированные сервисные центры, имеющие лицензию на работу с криптографическими устройствами, выдаваемую Росавтотранс. Там же и подписывают необходимые документы для законного оформления установленного тахографа.

Если Вы имеете отношение к такому сервису, то видео, ниже, будет полезно для вас, так как наглядно показывает как правильно устанавливать устройство.

Одна из задач мастера – выбрать для тахографа такое место размещения, чтобы водитель мог работать с ним, не слишком отвлекаясь от дороги (например, просматривать предупреждающие сигналы на экране). Удобство для водителя – основной критерий выбора места установки, и только затем мастер протягивает нужные провода и ставит дополнительные держатели или кронштейны.

После того, как новый тахограф подключен к датчику скорости и электросети, все точки электрических соединений тщательным образом изолируются. После этого можно приступить к активации и настройке тахографа и криптографического модуля. В процесс настройки входит и калибровка устройства для максимальной точности записываемых данных.

На какие транспортные средства ставится тахограф

Универсальная конструкция бортовых самописцев позволяет устанавливать их практически на любые автомобили и другие ТС. Но для некоторых категорий транспорта оснащение контрольным устройством будет обязательным согласно закону.

Установка тахографа по типам автомобилей

Основной критерий, который определяет, нужно ли ставить тахограф – цель использования ТС. Если автомобиль или автобус эксплуатируются в личных целях, то прибор ставить не обязательно (но можно – так вы получите дополнительную информацию о режиме вожделения). Но если техника применяется коммерческой организацией, то без контрольного устройства не обойтись.

 Если транспортное средство периодически эксплуатируется в условиях, не предусматривающих использование тахографа, то на него целесообразно установить самописец, поддерживающий режим «OUT». Но этот режим можно активировать лишь тогда, когда машина находится вне коммерческого рейса – например, ее перегоняют в пределах территории предприятия или в мастерскую для прохождения ТО. Использование режима  «OUT» при грузовых или пассажирских перевозках является нарушением!

Согласно законам, тахографы обязательно ставятся на:

  • Грузовые автомобили, суммарная масса которых превышает 3,5 т (категории N2, N3)
  • Автобусы и микроавтобусы, конструкция которых предусматривает наличие 8 и более пассажирских мест, относящиеся к категориям М2, М3 (это касается также техники, задействованной для перевозки людей на пригородных и внутригородских маршрутах).
  • Грузовики, которые перевозят грузы различных классов опасности.
  • Самосвалы.
  • Краны-манипуляторы.

В список исключений попала военная техника, техника, принадлежащая силовым структурам, строительная и коммунальная спецтехника, троллейбусы и некоторые другие ТС,

На каких авто не нужен тахограф

Группа автотранспортных средств, не нуждающихся в установке контролирующих приборов, обширная. Рассмотрим ниже автомобили, на которые не надо устанавливать тахографы:

  • городские и пригородные автобусы;
  • троллейбусы;
  • транспорт, используемый в военных целях и внутренними органами;
  • трактора, погрузчики и самоходные средства;
  • автомобили, не предназначенные для коммерческих перевозок, возраст которых превышает 30 лет;
  • авто, используемые в процессе обучения;
  • специальная техника.

Калибровка тахографа

Чтобы не возникало юридических разногласий и сомнений в правильности записей тахографа, сертифицированный специалист проводит его калибровку, после чего вносит необходимые коррективы и заверяет качество работы собственной подписью и печатью. На видео, ниже, наглядно показано, как провести калибровку.

Калибровка включает в себя фиксацию максимально точного времени, проверку работы датчиков, настройку нужных параметров, испытания и пломбировку устройства. Существует определенный порядок действий при калибровке тахографа.

  1. Предварительный осмотр: проверяется целостность корпуса, пломб, отсутствие видимых повреждений (любых).
  2. На стенде проверяется работа всех электроцепей и датчиков тахографа.
  3. Специалист осматривает транспортное средство, правильность установки тахографа.
  4. С доступом от сервисной карты производится первичное программирование устройства.
  5. Дорожные испытания включают в себя контроль правильной регистрации времени, скорости, пройденного расстояния и маршрута транспортного средства. Погрешности замеряются, вносятся в память устройства.
  6. Специалист пломбирует корпус и выдает на руки владельцу ТС документы о проведенной работе.

Как правильно пользоваться тахографом?

Использование тахографа не требует каких-либо сверхусилий, разобраться с правилами его эксплуатации может любой человек. Главное, чтобы водители, работающие на транспортном средстве, понимали свою ответственность за соблюдение правил работы. На видео, ниже, подробно описано, как пользоваться устройством.

  1. Перед началом рейса водитель (один или оба) регистрирует свою персональную карту: вставляет ее в слот и вводит ПИН-код. После этого он указывает, каким видом деятельности занимался до активации карты – отдыхал или выполнял какие-либо рабочие задачи. С этого момента начинается отсчет его рабочего времени.
  2. В устройстве есть четыре режима деятельности водителя: «вождение«, «другие работы«, «отдых» и «готовность«. И если с вождением всё понятно – это время, проведенное непосредственно за рулем, то с остальными надо разобраться.

«Другие работы» – это учет времени, которое водитель провел не за рулем, но выполняя какие-то рабочие действия: оформление документов, сопровождение проверяющих, погрузку-разгрузку, ремонт и т.д. Это время учитывается как рабочее, а не как время отдыха, это важно понимать для соблюдения трудового законодательства.
«Готовность» – это режим для второго водителя, который пока не за рулем. Это тоже не считается временем отдыха, но и не является временем вождения.
«Отдых» – этот режим включается, когда водитель транспортного средства делает обязательную остановку, действительно отдыхает. Установить этот режим можно только при заглушенном двигателе (тахограф считывает данные с узла зажигания).

Тахограф - что это такое?
  1. После того, как активирована карта, начинается отсчет времени, проведенного водителем за рулем. Согласно закона, каждые 4 часа водитель должен делать остановку минимум на 15 минут для отдыха. Устройство предупреждает о наступлении времени для остановки, подавая звуковой сигнал и соответствующий текст на дисплее (после прочтения звук и текст можно отключить).
  2. Остановившись, водитель глушит двигатель и переводит рабочий режим в пункт «отдых». Тахограф отсчитывает время остановки, и если оно меньше обязательных 15 минут, не засчитает его как время отдыха. После того, как 15-минутная остановка окончена, показатель времени за рулем обнулится и начнется новый 4-часовой отсчет. В общем, хочешь-не хочешь, а отдыхать придется, даже если вроде бы еще бодр и весел.
  3. Устройство предупреждает и о превышении максимально допустимой скорости, если это превышение длится минуту или более. Звуковой и текстовый сигнал можно отключить после того, как скорость будет снижена до нормы.
  4. Водитель вручную вводит данные об изменении режима деятельности: когда меняется с напарником, когда останавливается на отдых, когда занимается рабочими вопросами. Эта информация учитывается в том числе и как соблюдение трудового законодательства.
  5. После окончания рейса водитель извлекает свою карту, нажав соответствующую кнопку. Данные записываются, и только после этого карту можно забрать.

Фиксация времени вождения и отдыха – не просто прихоть, а соблюдение закона: водитель не должен проводить за рулем более 4,5 часов непрерывно и 9 часов в сутки, время обязательного перерыва не менее 15 минут, время ежедневного отдыха в среднем 11 часов. Причина таких требований в том, что усталость накапливается незаметно и так же незаметно снижается концентрация внимания и скорость реакции, а это уже не безопасно.

Зная упрямый характер водителей дальних рейсов, в Европе давно ввели тахографы для контроля в том числе и режима работы и отдыха, что дало отличные результаты по снижению количества ДТП. Да, их тоже заставляют отдыхать.

Инструкция по использованию устройства с картой СКЗИ

Работник действует в таком порядке:

  1. Поворачивает ключ, включая зажигание. В этот момент экран тахографа засветится.
  2. Вставляет свою карту чипом вверх в слот № 1 до щелчка.
  3. Вводит ПИН-код. Требуется внимательность: в случае ошибки, повторенной троекратно, прибор заблокируется, и заставить его снова работать можно будет только при помощи PUK-кода. Он указан на конверте для идентификационной карты. Если введен правильный ПИН-код, на экране появится ФИО водителя и время последнего изъятия документа.
  4. Указывает способ времяпрепровождения в течение периода, пока карты не было в слоте (на дисплее появится соответствующий запрос). Например, если шофер отдыхал, он выбирает в меню пункт с изображением кровати. Если занимался ремонтом автомобиля, погрузкой или другой работой — иконку «Гаечный ключ». В некоторых моделях отображаются иные пиктограммы. Чтобы расшифровать их значение, требуется ознакомиться с правилами эксплуатации прибора.
  5. Переходит в главное меню и вводит данные о местоположении и длительности смены.
  6. Аналогично идентифицирует себя напарник, если таковой имеется. Свою карту он вставляет в слот № 2. На запрос прибора о текущем режиме следует выбрать «Гаечный ключ» (работа). Некоторые делают ошибку, указывая «отдых». Пребывание в автомобиле, даже если напарник ничем в это время не занят, идентифицируется как часть рабочего процесса.

После этого водитель запускает двигатель, и машина трогается.

Для него текущий режим назначается автоматически:

  • при включенном зажигании: «работа»;
  • во время движения: «вождение» (изображение руля).

Помимо указанных есть режим «поезд/паром». Его выбирают, когда автомобиль перемещается не своим ходом.

Порядок завершения работы:

  1. Заглушив двигатель, водитель нажимает кнопку под слотом и удерживает ее в течение нескольких секунд.
  2. Подтверждает появившийся на дисплее запрос «Конец периода?» нажатием клавиши «Enter».
  3. Указывает текущее местоположение и предстоящий способ времяпрепровождения («отдых» или «работа»).
  4. Прибор выдвинет карту.
  5. Аналогично поступает сменщик.
  6. Выключают зажигание.

Пользование тахографом без карты является нарушением. На случай утраты или потери работоспособности Приказ № 36 Минтранса предусматривает возможность работы без нее в течение 7 дней или 15, если водитель пребывает в рейсе (приложение 3, пункты 11-13).
В течение этого периода на шофера накладываются обязательства:

  • подать заявление на восстановление карты;
  • распечатывать на тахографе отчет о каждой смене и ставить на обратной стороне свои ФИО, паспортные данные и подпись.

В главном меню доступны следующие действия:

  1. Печать. На бумагу выводятся данные за указанный период по водителю, автомобилю или тахограмма.
  2. Специальные условия. Здесь выбирают режимы «Паром/поезд» или «Вне охвата» (не работает спутниковая система навигации).
  3. Ввод. Выбирают шофера и помощника, задаются начальная и конечная точки маршрута.
  4. Настройки. Задают время, громкость звука, яркость дисплея и т.д.
  5. Телефон. Активируется мобильная связь.
  6. Технические данные. Выводится информация о приборе.

В экстренных случаях следует нажать кнопку «Тревога». Соответствующий сигнал вместе с координатами автомобиля поступит на пульт диспетчера, и тот проинформирует спасателей.

Как производить печать?

Иногда требуется вывести нужную информацию с устройства. Как пользоваться тахографом в данном случае? При работе устройства используется термобумага. Чтобы вывести данные, выполняется вход в головное меню устройства. Далее выбирают нужное действие (Печать).

Типы термобумаги - фото 21

Данный режим находится в начале главного меню. Отметим, что печать можно вывести по карте водителя либо по самому автомобилю. В чем разница? Она заключается в объеме содержащей информации. Так, если выбрать печать данных по автомобилю, будут показаны все действия, связанные с грузовиком на протяжении определенного периода времени. Если вы выбираете печать по карте, на бумаге будет отображена только информация по действиям конкретного водителя. Основные запрашиваемые параметры:

  • Техническая информация о ТС.
  • Соблюдение режимов труда и отдыха.
  • График скорости транспортного средства.
  • Вождение без вставленной карты.
  • Тахограмма.
  • Превышение времени вождения.

Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней.

Законы определяющие установку тахографа

Основной законодательный акт определяющий использование тахографов: «Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2020 г. N 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (открыть текст в Гаранте)

Любой тахограф позволяет водителям ехать в составе «экипажа», вставив одновременно две карты водителя.

Приложение N 2 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 г. N 440

Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами

Оснащению тахографами подлежат:

грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
транспортные средства категорий N2 и N3 , эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
транспортные средства категорий М2 и М3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
транспортные средства категорий М2 и М3 , осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 11.

Правильное использование тахографа

Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, оснащенные контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.) 12, и эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, допущенными к международным автомобильным перевозкам в соответствии с удостоверением допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;
автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, автомобили скорой медицинской помощи, автоэвакуаторы, пожарные автомобили, троллейбусы, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции; транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин,

Производители тахографов

транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов,
транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами,
медицинские комплексы на шасси транспортных средств,
автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома, бронированные транспортные средства,
специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, машины для перевозки живых животных, пчел, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений),
транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), передвижные лаборатории, мастерские, библиотеки, автосцены, репортажные телевизионные студии;
транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования;
транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;
учебные транспортные средства, используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;

транспортные средства, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Проверка устройства контролирующими органами

Разобравшись, что такое тахограф, и на какие транспортные средства нужно его устанавливать, стоит уяснить и особенности проведения контрольных мероприятий.

Поскольку для многих категорий транспортных средств наличие тахографов, а также о соблюдение требований по их эксплуатации и по режиму работы является обязательным, на трассах проводится контроль. Проверку могут выполнять только сотрудники ДПС ГИБДД и контролеры Ространснадзора. Причем если ранее проводились только совместные проверки (на пунктах весогабаритного контроля), то сегодня представители Ространснадзора могут проверять автомобили и самостоятельно.

Проверка тахографа

В ходе проверки представитель контролирующего органа обязан удостовериться, что на машине установлен исправный прибор, конструкция которого соответствует действующим нормативам. Также проверяется сохранность пломб и отсутствие следов вмешательства в работу прибора.

Используя карту контролера, проверяются:

  • Временные интервалы вождения и отдыха.
  • Соблюдение требований по использованию индивидуальных тахокарт.
  • Соблюдение сроков поверки устройства.

Нормы работы и штраф за отсутствие тахографа

Нормы работы по тахографу ориентированы в первую очередь на законодательные акты, предусматривающие определенный график режима работы. Он указывает на то, что водитель не должен находиться в пути без остановки более 4 – 4,5 часа. Норма на отдых – не менее 45 минут.

Общая продолжительность управления ТС за сутки должна составлять не более 9 часов. При этом водитель должен иметь 2 выходных дня в неделю. Что касается междугородних маршрутов, то нерабочее время в данном случае уменьшается до 9 часов.

Административное взыскание налагается на физическое лицо в виде штрафа в случае отсутствия устройства, его некорректной работы или зафиксированного нарушения. В первых двух случаях, водителю придется заплатить порядка 2 – 3 тыс. рублей. А вот работодатель, за допущение подобных нарушений может «влететь» на 7 – 10 тыс. рублей.

Обязательная установка тахографа становится неизбежной. Стоит отметить, что отношение к нему у водителей и перевозчиков вовсе не однозначное. Для кого-то данное нововведение не вызывает одобрения, а кому-то оно пришлось по душе. Так или иначе, большинство европейских стран эффективно используют тахографы на протяжении многих лет, и результаты внедрения такого новшества превзошли самые смелые ожидания.

В чем польза приборов для водителей

К основным преимуществам оснащения тахографами автотранспортных средств относятся:

  • повышение ответственности водительского состава компании. Каждому водителю выдается идентификатор (чип-карта). Это дает возможность отслеживать и контролировать действия конкретного сотрудника на протяжении всего маршрута следования автотранспорта. Водитель знает, что для него действует персональная ответственность, и это его дисциплинирует;
  • повышение доходности предприятия – за счет оптимизации расходов на содержание парка автотранспортных средств риск слива топлива или использования транспорта компании в личных целях сведен к нолю;
  • юридическая страховка как персонала, так и работодателя. Данные, полученные тахографом, могут быть использованы в трудовых спорах, связанных с нормированием и оплатой труда. Ни водитель, ни его работодатель не смогут предъявить друг к другу необоснованных претензий. Кроме того, работодатель сможет оценить стиль вождения каждого наемного сотрудника, определить уровень его благонадежности и добросовестности.

И, конечно, бортовые самописцы являются источниками данных, которые используются при расследовании дорожно-транспортных происшествий. С их помощью можно объективно оценить ситуацию и установить виновных.

Штраф за отсутствие тахографа
Источники
  • https://zen.ati.su/article/2021/11/10/kak-zachem-i-pochemu-chasto-zadavaemye-voprosy-o-tahografah-414649/
  • https://eraglonass.ru/chto-takoe-tahograf-i-komu-on-nuzhen/
  • https://AvtoNov.com/%D1%82%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B2-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5/
  • https://VazNeTaz.ru/tahograf
  • https://DriverTip.ru/osnovy/tahograf-i-dlya-chego-on-nuzhen.html
  • https://skzicard.ru/kak-polzovatsya-tahografom-s-kartoj/
  • https://principraboty.ru/princip-raboty-tahografa/
  • https://bitlite.ru/zakony/chto-takoe-tahograf-i-dlya-chego-on-nuzhen/
  • https://AutoVogdenie.ru/chto-takoe-taxograf-i-dlya-chego-on-nuzhen-v-avtomobile.html
  • https://www.1tahograf.ru/o-kompanii/novosti/tahograf-osobennosti-princzip-raboty-i-primenenie-ustrojstva/

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий