На сегодняшний день сортиментовоз является неотъемлемой частью эффективной работы лесопромышленных комплексов и предприятий. Он позволяет существенно сократить затраты на привлечение различной спецтехники, обеспечивая при этом автоматизацию труда и существенное снижение временных затрат на осуществление рабочих процессов. При этом сортиментовоз КамАЗ, пользующийся особой популярностью именно в этой отрасли, может использоваться и в других сферах деятельности.
Конструктивно сортиментовоз представляет собой специализированный грузовой автомобиль, предназначенный для разгрузки, погрузки и транспортировки сортимента. Сортиментом принято называть древесину, размеры которой соответствуют общепринятым стандартам. Перевозки могут осуществляться на любые расстояния. Кроме того, лесовоз обладает следующими преимуществами:
- Возможность дополнительного оснащения гидроманипулятором и подъемным механизмом, которые облегчают выполнение разгрузочно-погрузочных работ;
- Высокая маневренность, благодаря которой сортиментовоз КамАЗ может эксплуатироваться даже на лесных необустроенных дорогах;
- Неприхотливость в работе, позволяющая бесперебойно функционировать при температурах -40 до +40°С;
- Конструкция стальных коников, обеспечивающих надежную фиксацию сортимента на платформе;
- Простота обслуживания.
Классификация лесовозов
Сортиментовоз может использоваться не только при транспортировке древесины с мест вырубки или готовой лесной продукции с предприятий. Сортиментовоз КамАЗ также может применяться для транспортировки металлопрофиля. Лесовоз может быть выполнен в виде следующих конструкций:
- Цельнокузовная машина;
- Лесовозный автомобиль-тягач, входящий в состав автопоезда, имеющего специальный полуприцеп для сортимента;
- Сортиментовоз с гидроманипулятором;
- Лесовоз с прицепом-роспуском.
Сортиментовозы КамАЗ в виде лесовозных автомобилей-тягачей предназначены для транспортировки деревьев или хлыстов в составе автопоезда. Они могут перемещаться по дорогам, имеющим твердое усовершенствованное покрытие. Допускаются также кратковременные заходы на дороги лесосек, где сортиментовоз может перемещаться самостоятельно с нагруженным прицепом-роспуском.
Сортиментовоз с манипулятором используется для самостоятельной погрузки сортимента в точках производства, его вывоза и самовыгрузки в точках потребления. Для самостоятельного осуществления погрузки и выгрузки сортимента на заднюю часть грузовой платформы устанавливают манипуляторную установку. Такой автомобиль может перемещаться по дорогам, входящим в общую сеть, и лесовозным магистралям.
Использование КМУ
Наиболее эффективным вариантом считается сортиментовоз, оснащенный гидроманипулятором. Он является самым экономичным в процессе погрузки, транспортировки и выгрузки. Также КМУ дает возможность обойтись без привлечения грузоподъемного оборудования со стороны. Гидроманипулятор, в зависимости от особенностей конструкции, устанавливается на сортиментовоз позади кабины или на задний свес шасси.
Эффективность работы остается неизменной независимо от того, где именно установлен манипулятор. Единственный нюанс состоит в том, что в случае размещения установки на заднем свесе лесовоз невозможно оснастить дополнительно прицепом-роспуском. В остальном лесовозы с манипуляторами практически не отличаются по функциональным возможностям.
В нашей стране наиболее распространенными являются лесовозы на шасси КамАЗ, Урал и МАЗ. Независимо от того, на каком шасси смонтирован сортиментовоз, он отличается качественным исполнением и длительной бесперебойной работой, а также довольно простым техническим обслуживанием. При этом в последние годы все чаще сортиментовозные машины оборудуются на шасси Astra, Tatra и Ford.