Формирование и развитие модельного ряда МАЗ

МАЗ

Основной специализацией автозавода МАЗ является производство грузовых автомобилей. Данное белорусское предприятие — один из крупнейших поставщиков грузовиков на территории бывшего СССР. Компания одной из немногих на постсоветском пространстве сумела после распада Советского Союза расширить выпускаемый ассортимент и повысить качество техники. Современный модельный ряд МАЗ включает в себя не только грузовые автомобили и прицепное оборудование, но также автобусы и троллейбусы, автошасси для спецтехники — в целом более 400 моделей техники и различных комплектующих, поставляемых в 45 стран мира.

Новый самосвал

Краткая история завода

Автозавод МАЗ был основан не в ходе индустриализации СССР, как многие другие предприятия, а на месте ремонтных мастерских для обслуживания немецкой техники в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году Белоруссия была освобождена от фашистских захватчиков, и немецкая ремонтная база была переоборудована под ручную сборку американских грузовиков по ленд-лизу. С окончанием войны прекратились и поставки американской грузовой техники, в результате чего мастерские начали преобразовывать в полноценное предприятие автомобильной промышленности.

Первые авто МАЗ были выпущены новым предприятием в 1947 году. Очень ограниченная партия грузовиков (пять штук) получила номер 205 — фактически, это были автомобили Ярославского автозавода ЯАЗ 205. Вскоре было принято решение о переносе выпуска серии ЯАЗ 200 на завод в Минске, где через несколько лет увидели свет и автомобили ЯАЗ 210.

Новый автозавод строился ударными темпами, и уже в 1948 году были запущены первые производственные мощности, а всего через два года состоялся полноценный запуск предприятия. При этом завод уже к 1951 году перевыполнил план: грузовики МАЗ были выпущены в количестве 25 тысяч вместо требуемых 15.

Вскоре Минский автозавод установил новое достижение в сфере производства большегрузных машин: самосвальный автомобиль МАЗ 503, грузоподъемность которого составляла 40 тонн, в 1958 году был удостоен в Брюсселе высшей награды на Всемирной промышленной выставке.

На тот момент пришлось обновление грузового семейства МАЗ: вместо устаревших МАЗ серии 200 завод выпустил сразу две модели — 500 и 503. Выпуск новых моделей стал возможен благодаря усовершенствованию производственных мощностей автозавода. В 1965 году предприятие полностью перешло на производство новых грузовых автомобилей и шасси линейки 500.

В 1970 году был начат выпуск доработанной модификации МАЗ 500, а еще через шесть лет увидело свет новое поколение грузовых автомобилей, получившее обозначение 5335. В начале 1980-х годов был выпущен первый седельный тягач МАЗ модели 5432, а немногим позже модельный ряд пополнился автопоездом 6422. К концу 80-х было налажено производство седельных тягачей нового поколения, обозначаемых 64221.

Выпуская все новые и новые модели МАЗ, завод неуклонно увеличивал и объемы производства автомобилей, а также представлял уникальные концептуальные разработки, одной из которых был прекращенный с развалом СССР проект модульного автопоезда МАЗ 200 «Перестройка».

Современная эпоха

Начало 1990-х стало для автозавода достаточно сложным периодом, и техника МАЗ на время исчезла со многих рынков. Однако предприятие достаточно быстро сумело преодолеть сложности, начав новый этап своего развития. В середине 90-х автозавод выпустил грузовые автомобили МАЗ нового поколения, а еще через год модельный ряд был пополнен новой разработкой — тягачом со спальником и другими новшествами. Модели, восстановившие престиж марки, получили индексы 54402 и 544021.

Подтверждением того, что грузовой транспорт белорусского автозавода соответствует самому высокому техническому уровню, служит подписанный производителем в 1997 году договор о сотрудничестве с немецким концерном MAN. При этом выпускаемая в Германии линейка автомобилей получала 60% комплектующих производства белорусского завода, в то время как при сотрудничестве других отечественных автопроизводителей с иностранными эта цифра была значительно ниже.

На сегодняшний день выпускаемые заводом МАЗ виды транспортных средств, такие как фура, самосвал, седельный тягач и т. д., ценятся на территории бывшего СССР за целый ряд неоспоримых достоинств:

  • высокая надежность;
  • экономичность эксплуатации;
  • отличная проходимость — вездеход МАЗ способен справиться с любым бездорожьем;
  • разумный уровень цен на автомобили МАЗ Некст и других линеек;
  • доступность запчастей и комплектующих для обслуживания и ремонта;
  • простота и удобство эксплуатации.

В большинстве своем существующие модификации грузовой техники Минского автозавода, такие как сортиментовоз МАЗ, имеют следующие характеристики:

  • мощность силовой установки — от 155 до 412 л. с.;
  • количество скоростей КПП — от 5 до 16;
  • тип подвески — рессорная;
  • формула колесной базы — 4×2 или 6×2;
  • грузоподъемность — от 5 до 20 тонн.

На данный момент в модельный ряд автомобилей марки МАЗ входит более 30 наименований техники.

Разновидности выпускаемой спецтехники

В XXI веке предприятие продолжило активно развиваться, внедрять наиболее современные технологии и осуществлять выпуск новых моделей, включая не только бортовой МАЗ и другие виды грузовиков, но и различные вариации спецтехники, вплоть до шасси ракетного комплекса «Корнет». Заводом выпускается большое количество модификаций техники для различных целей. Основными из них являются:

  • седельные тягачи;
  • самосвальные грузовики, в честности, тентованный МАЗ;
  • фургоны;
  • автобусная техника;
  • прицепное и полуприцепное оборудование;
  • спецтехника МАЗ — например, автокран, бетоносмеситель, кран-манипулятор, коммунальная техника, ломовоз МАЗ и многое другое.

Самосвалы являются одной из наиболее распространенных категорий техники МАЗ. Они зарекомендовали себя как прочные и маневренные автомобили высокого качества и проходимости.

Модельный ряд спецтехники марки МАЗ включает в себя следующие виды транспортных средств:

  • Еще с 1959 года автозавод в течение семи лет выпускал бензовоз с функциями топливозаправщика ТЗ200. Грузовик оснащался односекционной цистерной, вмещающей 7800 литров горючего. Наполнение бака и передача топлива осуществлялись при помощи центробежной лопастной помпы.
  • Автошасси МАЗ 200 стало основой для выпуска автомобильного крана К-51, способного поднимать и перевозить грузы массой до 5 тонн. Серийное производство автомобиля началось в 1951 г., а позже была выпущена доработанная модель К-61 с грузоподъемностью уже в 6 т.
  • В 1966 году увидел свет лесовоз МАЗ 509. Впоследствии ассортимент выпускаемой заводом лесовозной техники был заметно расширен и включал такие модели, как сортиментовоз МАЗ 6303 А8-328 и лесовоз МАЗ 641705 220.
  • Бетоносмесители МАЗ сегодня представлены девятью модификациями, представляющими собой автомобиль, на платформе которого смонтирован смесительный барабан, его вращение начинается одновременно с движением грузовика. Одним из лучших автомобилей данного типа является АБС9 ДА на базе МАЗ модели 551605.
  • В работе коммунальных служб используется несколько модификаций автотехники МАЗ, наиболее яркими представителями которых являются вакуумная машина КО 523В и мусоровоз МКМ 35.

Перечень всех выпускаемых заводом МАЗ моделей включает в себя множество наименований, причем вся продукция этого автозавода обладает по-настоящему высоким качеством и надежностью.

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий