Самосвал МАЗ 6501: надежный грузовик белорусского производства

Самосвалы

Самосвал МАЗ 6501 имеет множество отличий от аналогичных грузовиков с трехосным шасси. В процессе разработки и проектирования автомобиля преследовалась задача обеспечить максимальную оптимизацию по многим важным параметрам. Семейство грузовых автомобилей МАЗ, имеющих колесную формулу 6×4, впервые вышло на дороги еще в конце ХХ века под индексом 6501В5. Благодаря превосходным характеристикам самосвалы МАЗ, включая и более поздние модификации вроде МАЗ 6501А8, на многие годы заняли лидирующую позицию во всем постсоветском сегменте большегрузных самосвальных автомобилей.

Компактный самосвал

Двигательная установка

Изначально на трехосных грузовиках МАЗ 6501 использовались V-образные дизельные двигатели ЯМЗ-238 российского производства. Впоследствии модельный ряд силовых агрегатов, устанавливавшихся на самосвал, регулярно пополнялся новыми усовершенствованными модификациями: к примеру — мотором ЯМЗ-6582.10. Эта установка имела мощность в 330 л. с. и соответствовала экологическому стандарту Euro-3.

Стараясь соответствовать постоянно растущим требованиям к качеству выпускаемой продукции, автомобилестроители из Минска в течение какого-то времени выпускали самосвал, оснащенный дизельной установкой Cummins ISLe. Её мощность составляла 360 лошадиных сил.

При первых знаках перехода европейских стран, включая и Россию, на экологический стандарт Euro-4 автозавод приступил к поискам наиболее предпочтительной замены используемого V-образного 8-цилиндрового дизельного мотора для модернизированных версий самосвала, таких как 6501А5. Одним из таких моторов стала рядная 6-цилиндровая дизельная силовая установка ЯМ-536, имевшая мощность 312 л. с. Версия автомобиля с этим мотором поступила в серийное производство с начала 2013 года.

В самосвале МАЗ 6501В9 8420 000 используется рядный шестицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-651, обладающий следующими характеристиками:

  • мощность — 412 л. с.;
  • максимальное значение крутящего момента — 1911 Нм (195 Нм кгс);
  • соответствие стандарту Euro-4;
  • рабочий объём — 11,12 л.

Двигатель оснащён системой топливоподачи Bosch Common Rail. Максимальный показатель давления впрыска в ней составляет 1600 бар. Также имеется в наличии и система переработки охлаждённых отработанных газов (EGR).

Нормальная эксплуатация мотора предусматривает определённый регламент выполнения замены фильтров и масла.

Необходимость в обслуживании Пробег
ТО-0 около 2 тысяч км;
ТО-1 10 тыс. км;
ТО-2 20 тыс. км;
Каждое следующее ТО через 15 тыс. км.

Расход топлива — 30,5 литра на 100 км при движении со скоростью 60 км/ч, и 35,8 л при 80 км/ч. Ресурс двигателя, заявленный производителем — 1 миллион километров.

Кабина и самосвальная платформа

Автомобиль быстро получил популярность за счёт целого ряда преимуществ.

  1. Удобная и функциональная комплектация кабины водителя.
  2. Надежная и эффективная силовая установка российского производства.
  3. Грузоподъёмность, составляющая 20 тонн.
  4. Объём самосвального кузова с выгрузкой назад, составляющий 10,5 м3.

Поставляемые в Россию самосвалы МАЗ 6501, за исключением автомобилей повышенной проходимости, с января 2013 года комплектуются обновлённой кабиной, аналогичной кабине магистрального тягача МАЗ-6422. В плане визуального исполнения и эргономичности дизайн кабины нового образца схож с иностранными моделями, это повышает привлекательность самосвала для потенциальных покупателей.

Обновление внешнего дизайнерского исполнения практически не затронуло интерьер кабины. Для повышения уровня комфорта водителей-дальнобойщиков выпускается версия грузовика с удлинённой кабиной. Она оснащена полноценным местом для отдыха.

Как выглядит самосвал

Достаточно серьезная модернизация затронула опрокидывающуюся платформу грузовика, включая самосвал МАЗ 6501В9. На данный момент платформа имеет овальный профиль, причем это не просто дизайнерский изыск. Форма объясняется техническими особенностями грузового автомобиля: опрокидывающиеся платформы автомобилей, начиная с версии 6501В5, оснащаются системой подогрева, улучшающей эксплуатационные показатели самосвала в условиях холодного климата.

Днище платформы подогревается за счёт отработавших газов. Во избежание примерзания перевозимых грузов (включая сыпучие) к кузову боковые участки платформы имеют округления в тех местах, где днище сходится с бортами МАЗ 650108.

Комплектация и характеристики

Базовая комплектация грузовика включает в себя такие устройства, как антиблокировочная тормозная система (ABS), система защиты от пробуксовки и предпусковой подогреватель двигателя. Дополнительные опции: система кондиционирования, автономный подогреватель кабины водителя, автомагнитола, фильтр очистки воздуха.

Самосвал имеет следующие технические характеристики.

  1. Предельная полная масса — 33 500 кг.
  2. Допустимая нагрузка на оси — 7 250/13 000/13 000 кг.
  3. Снаряжённая масса — 13 425 кг.
  4. Максимальная грузоподъёмность — 20 000 кг.
  5. Геометрическая вместимость кузова — 20 м3.
  6. Емкость топливного бака — 300 л.

Автомобиль оснащен коробкой передач ZF16S2520TO, предусматривающей 16 ступеней вперёд и 2 — назад при передаточном числе главной передачи 4,59. Тип подвески — рессорная, используется пневматическая тормозная система, тормозные колодки — дисковые. В целом благодаря своевременной и постоянной модернизации самосвал полностью соответствует самым строгим требованиям действующих стандартов.

В отличие от многих отечественных автопроизводителей, модернизация техники которых осуществляется благодаря комплектующим и узлам западного производства, самосвалы Минского автозавода обновляются без использования дорогих импортных агрегатов. В результате МАЗ 6501 является одним из наиболее эффективных и функциональных моделей самосвалов, и единственное, над чем ещё стоит серьезно поработать — это эргономика и интерьер.

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий