Тяжелый автогрейдер ДЗ 98 в работе

Специализированная

Автогрейдер ДЗ-98 по праву считается самым популярным грейдером в нашей стране со времен Советского Союза. Это неудивительно: первые серийные экземпляры сошли с конвейера Челябинского тракторного завода в 1978 году. С 1991 года производство машин было передано заводу «Челябинские строительно-дорожные машины», где и выпускается техника по сей день.

Внешний вид грейдера

Описание и характеристики

Инструкция автогрейдера ДЗ-98 предусматривает его использование для выполнения больших объемов землеройных и профилировочных работ, выполняемых в дорожном строительстве, а также для уборки снега на дорогах. В базовой комплектации ДЗ-98 оснащается дизельным двигателем мощностью 240 л. с., что делает эту машину самой мощной из всего ассортимента Челябинского завода. По эксплуатации аппарат считается грейдером тяжелого класса и не имеет аналогов, выпускающихся на территории РФ.

Автогрейдер имеет множество различных модификаций и комплектаций, в которые входят различные силовые агрегаты, сменное рабочее оборудование и дополнительное оснащение. Ремонт автогрейдера ДЗ-98 достаточно прост и может быть выполнен в полевых мастерских.

Грейдер характеризуется высокой рабочей производительностью, достаточной мощностью двигателя, приспособленностью для эксплуатации в любых климатических и эксплуатационных условиях. Руководство по эксплуатации разрешает использовать его при температурах от -45°С до +40°С.

Технические характеристики грейдера

У автогрейдера ДЗ-98 технические характеристики могут отличаться в зависимости от установленного на него двигателя. ДЗ-98 предусматривает установку одного из двух дизельных двигателей: отечественного ЯМЗ-238НД3 или американского Cummins M-11C265. Трансмиссия — механическая, с 6 передачами вперед и 6 назад.

Двигатель ЯМЗ-238НД3 экологического класса Евро-2 имеет мощность в 173 кВт (240 л. с.). Двигатель Cummins (автогрейдер ДЗ-98В) принадлежит экологическому классу Евро-4 и имеет более высокую мощность в 202 кВт (275 л. с.).

По заказу вместо механической трансмиссии на грейдер может устанавливаться гидромеханическая. При этом двигатель ЯМЗ-238НД3 заменяется на его модификацию ЯМЗ-238НЕ2, имеющую более низкую мощность в 169 кВт (230 л. с.). Однако, несмотря на более слабый двигатель, грейдер с гидромеханической передачей развивает более высокое тяговое усилие и отличается высокой плавностью работы.

Трансмиссия грейдера

Грейдер ДЗ-98 оснащен 3 ведущими мостами с карданными приводами. Привод на передний мост отключаемый. Коробка передач — механическая, с 6 передачами вперед и 6 назад. КПП, блок сцепления и редуктора гидронасосов объединены в один блок и имеют общую систему смазки. Сцепление двухдисковое, сухого типа, с гидравлическим приводом. Задние мосты взаимозаменяемые.

Тормозная система с пневматическим приводом, двухконтурная, с независимыми режимами рабочего и аварийного торможения. Перед началом движения грейдера в ресивер закачивается сжатый воздух до нужного давления. Тормозные механизмы — многодисковые, с металлокерамическими дисками, помещенными в масляные ванны. Механизмы такого типа отличаются высочайшей долговечностью и надежностью при работе в тяжелых климатических и эксплуатационных условиях, а также не требуют регулировок на протяжении всего срока службы.

Гидросистема автогрейдера ДЗ-98 двухконтурная, с гидроцилиндрами в качестве исполнительных устройств. Электросхема 24-вольтовая, с 2 аккумуляторными батареями 6СТ-190А.

Рабочее оборудование

В перечень основного рабочего оборудования ДЗ-98 входит:

  • поворотный бульдозерный нож;
  • грейдерный боковой отвал;
  • кирковочное устройство;
  • рыхлительное устройство;
  • путепрокладочное оборудование;
  • снегоуборочные устройства.

Бульдозерный нож состоит из отвала и подвесной части с гидроцилиндром подъема и опускания. Предназначен для перемещения и разработки грунта, засыпки ям, очистки снега и других работ с предварительным рыхлением грунта или без него. Ширина отвала — 3,2 м, объем призмы волочения — 2,57 м³, высота отвала — 0,97 м, угол резания — 55°, заглубление — 0,11 м.

Грейдерный отвал имеет длину 4,2 м, высоту 0,7 м и в рабочем положении расположен под углом от 30 до 70°. При необходимости отвал может быть выдвинут вбок на расстояние до 1,05 м относительно боковой рамы. Минимальное заглубление составляет 0,5 м.

Путепрокладочное устройство состоит из центрального отвала и боковых крыльев на шарнирах. Сам отвал поднимается и опускается с помощью основного гидроцилиндра, с помощью дополнительных гидроцилиндров осуществляется поворот крыльев вокруг вертикальной оси. Крылья могут быть установлены как в путепрокладочное, так и в бульдозерное и грейдерное положения, причем по отдельности, независимо друг от друга. Ширина захвата отвала — 3,4 м, высота — 0,95 м, объем призмы волочения — 3 м³, заглубление ниже опорной поверхности — 0,2 м.

Рыхлительное оборудование имеет 5 рабочих зубьев со сменными наконечниками. Ширина рыхлителя — 1,8 м, заглубление ниже опорной поверхности — 0,5 м.

Кирковочное оборудование, в отличие от рыхлительного, предназначено для разработки плотных грунтов, вскрытия дорожных полотен, взламывания мерзлого грунта. Конструктивно состоит из 5 зубьев со сменными наконечниками.

Оборудование для работы

Все оборудование, за исключением рыхлителя и кирковщика, имеет переднее расположение. Грейдерный отвал — среднее. Рыхлитель и кирковщик — заднее. Обслуживание оборудования может быть выпонено силами машиниста.

Кабина машиниста

Кабина машиниста имеет новую, шестигранную форму с увеличенной площадью остекления, что обеспечивает прекрасную обзорность. Сама кабина может быть легко и быстро демонтирована для перевозки автогрейдера на трейлере или в автофургоне. Комфортабельность рабочего места достигается путем установки системы отопления и вентиляции воздуха, всевозможных регулировок кресла и рулевой колонки. Кресло машиниста подрессорено. Опционально может быть установлен кондиционер. Управление автогрейдером ДЗ-98 соответствует ГОСТу по усилиям на педалях и рабочих рычагах.

Дополнительные функции автогрейдера

В базовое оснащение грейдера входит система автоматического контроля за положением отвала, пропорциональные датчики.

Дополнительно ДЗ-98 может быть оснащен:

  • LS-гидросистемой, регулирующей работу гидроцилиндров и обеспечивающей экономию топлива;
  • гидравлическими демпферами основного отвала, обеспечивающими его «плавающее» положение при работе;
  • высокопроизводительным гидронасосом и двумя гидроцилиндрами поворота передних колес для работы в карьерах;
  • системой автоматического 2D- и 3D-нивелирования LEICA;
  • спутниковым навигатором ГЛОНАСС;
  • системой автоматической смазки шарниров LINCOLN;
  • видеокамерой заднего обзора;
  • подогревом топливного фильтра;
  • освещением на 4 стороны;
  • модульной системой DYNOSET для работы с гидравлическим инструментом;
  • подогревом зеркал заднего вида.

Кроме обычного, грейдер может иметь тропическое исполнение для жарких стран и регионов.

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий