Не крутит стартер: ТОП-12 причин +что делать пошагово (с видео)

Полезная информация

Признаки неисправности стартера

Фразу «Я сажусь в машину, поворачиваю ключ и ничего не происходит» часто можно услышать от водителей. Это вызвано неисправностью стартера или его электроники, если:

  • под капотом раздается шум (щелчки, звон, жужжание), но ничего не происходит;
  • мотор не заводится;
  • стартер крутится, но двигатель не запускается;
  • коленчатый вал вращается медленно, двигатель не подает признаков жизни;
  • под капотом слышен стук, лязг шестерен и скрежет.

Теперь выясним причины неисправностей в различных случаях.

стартер не вращается

Наиболее частые причины поломок

Это неисправности в электрической цепи. К ним относятся:

  • аккумулятор заряжен до напряжения менее 12 В;
  • окисление контактов;
  • Отсутствие тока на тяговом реле;
  • Неисправности в тяговом реле;
  • Износ щеточного узла;
  • Износ коллектора якоря.

стартер не вращается и не щелкает

Если втягивающее устройство не срабатывает и стартер не реагирует при повороте ключа, причиной неисправности может быть замыкание или размыкание цепи на землю тягового реле или неисправность катушки.

Электроника также виновата, если диск маховика вращается слишком медленно при включении зажигания и запуске двигателя.

Механические неисправности можно распознать по отсутствию вращения коленчатого вала при работающем двигателе стартера. После поворота ключа двигатель может не запуститься в следующих случаях

  • сломанное проскальзывающее сцепление;
  • неисправный рычаг разъединения или отсоединенная ось;
  • буферная пружина изношена;
  • приводное кольцо повреждено или изношено.

Стартер не откликается на запуск зажигания

Наиболее распространенная причина повреждения — когда стартер не реагирует на ключ зажигания. В первую очередь, необходимо правильно определить и устранить уровень, на котором возникла неисправность.

Не заряжен аккумулятор

Если двигатель не запускается, в зависимости от уровня заряда аккумулятора могут возникнуть следующие симптомы:

  1. Звук не слышен. Аккумулятор сильно разряжен. Если свет включен, он дает слабое свечение и быстро выключается. Напряжение батареи можно диагностировать с помощью вольтметра. После зарядки аккумулятора найдите причину утечки и устраните ее.
  2. Реле впуска срабатывает, но стартер не может провернуть коленчатый вал. Чтобы диагностировать слабый аккумулятор, включите контрольную лампу в салоне. Если лампочка гаснет при запуске, очевидно, что заряд аккумулятора недостаточен.

Неисправность можно устранить, просто зарядив аккумулятор, что можно сделать прямо в автомобиле. Отрицательная клемма должна быть удалена во избежание возгорания электронных устройств, например, системы сигнализации. Высокое напряжение источника питания может повредить электронику. Именно минусовую клемму необходимо снять, чтобы предотвратить короткое замыкание при случайном прикосновении ключа к корпусу.автомобильный аккумулятор

Рассмотрим случай, когда вентилятор охлаждения включен, а автомобиль не заводится. Нагрузка на батарею есть, поэтому напряжения недостаточно для вращения стартера. Если после зарядки аккумулятора ничего не изменилось, замените аккумулятор на новый. Также следует проверить плотность электролита.

Проблемы с сигнализацией

Иногда автомобиль не удается завести, стартер не включается, аккумулятор заряжен, электрическая цепь в порядке. Возможно, неисправен иммобилайзер и система сигнализации. Характер неисправности не зависит от марки и года выпуска автомобиля. В этом случае выясните, какая модель противоугонного замка установлена на автомобиле.

Типичным симптомом неисправности иммобилайзера является то, что стартер не крутит, двигатель не запускается и нет щелчка. Иногда автомобиль может завестись, но тут же остановиться. Двигатель может не реагировать на запуск с помощью пульта дистанционного управления или клавишного выключателя. Если возникает хотя бы один из этих симптомов, система запуска блокируется сигнализацией.

Неисправность электрической цепи зажигания

Если стартер не запускается, а диагностика аккумулятора не выявила проблему, следует выяснить другие причины. Часто причиной этого являются неисправные жгуты проводов. Они могут быть связаны с неисправным контактом или могут искрить. Аналогичная неисправность возникает, если клеммы окислились. Это происходит со многими батареями. В основном это происходит с минусовым проводом, который крепится к кузову автомобиля.

В таких случаях тщательно проверьте провода, проверьте питание стартера и затяните соединения на клеммах. Используя вольтметр, проверьте напряжение на жгуте проводов управления, подключенном к стартеру. Он может быть неисправен.

Контакты в замке зажигания могут быть истерты, поэтому питание на замок зажигания не подается. Проверьте напряжение мультиметром, чтобы убедиться, что контакты работают при повороте ключа. Также проверьте предохранители, установленные в салоне.

Отсутствие контакта в цепи стартера

Отсутствие контакта в цепи стартера вызвано коррозией металла или ослаблением проводки. Также следует проверить заземление втягивающего и главного реле стартера в сборе. Вы можете проверить электронику автомобиля с помощью мультиметра. Перед этим проверьте проводку, затяните винты и проверьте клеммы. Если имеется люфт в контактах, устраните нарушение целостности контактов.

стартер не работает при повороте ключа

Бендикс

зубцы, втягивающее устройство, стартер

Вышеперечисленные симптомы будут указывать на то, что неисправность находится в реле впуска или свеча зажигания не зацепляет маховик. Обратите внимание, что в случае с бендиксом более типичным симптомом является то, что стартер хрустит и не может запустить двигатель. Также распространенным симптомом неисправности стартера является то, что стартер жужжит, но не проворачивает двигатель.

Чтобы проверить тяговое реле, подайте напряжение от аккумулятора на клемму питания реле. Если двигатель начинает вращаться, то очевидно, что проблема во втягивающем стартере. Распространенной неисправностью является подгорание контактов. Чтобы исправить это, необходимо снять реле, чтобы зачистить контакты. После демонтажа вы должны быть готовы к замене тягового реле, так как контактные площадки имеют заводскую защиту, предотвращающую возгорание во время работы. Вскрытие будет означать удаление этого слоя, что затруднит предсказание того, когда втягивающие штифты снова перегорят.

Теперь перейдем к бендиксу стартера. Бендикс — это шестерня, через которую крутящий момент от двигателя стартера передается на маховик. Он установлен на одном валу с ротором стартера. Для лучшего понимания важно понять, как работает двигатель стартера. Принцип работы заключается в том, что при повороте ключа зажигания в положение «пуск» ток подается на втягивающее реле. Это передает напряжение на соленоид стартера, который заставляет бендикс (шестерню) войти в зацепление с кольцом маховика (маховиком). Другими словами, две шестерни выравниваются для передачи крутящего момента стартера на маховик.

Когда двигатель запускается (коленчатый вал начинает вращаться самостоятельно) с помощью исправного стартера, ключ зажигания отбрасывается назад, и тяговое реле больше не получает электрический ток. Отсутствие напряжения приводит к отсоединению маховика от шестерни, что останавливает вращение стартера.

Износ шестерни бендикса означает, что нормальное соединение с венцом маховика не происходит. По этой причине при запуске двигателя может быть слышен стук, а стартер может вращаться свободно, без зацепления или жужжания. Аналогичная ситуация возникает при сильном износе зубьев маховика. Ремонт включает в себя разборку стартера для замены бендикса и/или разборку коробки передач для замены маховика. Чтобы проверить сам бендикс, необходимо замкнуть два силовых контакта на тяговом реле. Электрический ток будет обходить реле, позволяя обнаружить вращение стартера. Если стартер вращается и жужжит без проблем, проверьте зацепление ремня и маховика.

Поломка втягивающего реле

Возникает в результате обрыва обмотки, физического повреждения или короткого замыкания. При возникновении этой проблемы стартер щелкнет только один раз, но двигатель не запустится. Релейный механизм подлежит замене, если это неразборная модель, в то время как разборные варианты можно отремонтировать.

почему стартер не крутит

Втулки стартера

Втулка вала стартера

Неисправная втулка стартера также является распространенной неисправностью. Втулки стартера (подшипники стартера) расположены в передней и задней частях устройства. Эти подшипники необходимы для вращения вала стартера. В результате износа подшипников вала стартера тяговое реле щелкает, но стартер не крутится сам по себе и не раскручивает двигатель. Такая неисправность выглядит следующим образом:

  • вал стартера не вращается в правильном направлении;
  • также имеется короткое замыкание на первичной и вторичной обмотках;

Такая ситуация может привести к перегоранию обмоток и оплавлению питающих проводов. Иногда в электрических цепях автомобиля происходит короткое замыкание, которое приводит к возгоранию. Если стартер щелкает, но не запускается сам по себе, не держите ключ в положении «Пуск» в течение длительного времени. Рекомендуется сделать несколько коротких попыток запуска, так как существует вероятность того, что вал может вернуться в исходное положение.

Обратите внимание, что даже после успешного запуска стартер потребует немедленного ремонта для замены подшипников. Помните, что заклинивший вал стартера может привести к короткому замыканию и возгоранию. Мы также добавим, что стартер с проблемными втулками может нормально работать в холодном состоянии, но отказываться крутить при нагреве.

Если стартер не запускается в горячем состоянии или плохо запускается после прогрева, вам следует

  • Проверьте аккумулятор, клеммы аккумулятора и контакты питания. Если аккумулятор находится в хорошем состоянии и был заряжен на 100% до поездки, но после нее разрядился, проверьте регулятор генератора, ремень генератора, звездочку и сам генератор. Это позволит избежать разрядки и недозарядки аккумулятора в пути;
  • Затем обратите внимание на систему зажигания и топливную систему, проверьте свечи зажигания. Если вы не заметили проблем с вышеуказанными системами, после чего стартер не срабатывает при зарядке аккумулятора, это признак неисправного стартера.

Обратите внимание, что при нахождении двигателя в моторном отсеке устройство будет сильно нагреваться. Нагрев стартера вызывает тепловое расширение некоторых компонентов внутри устройства. При ремонте стартера и замене втулок в подшипниках стартера происходит такое расширение. Плохой размер втулок может привести к заеданию вала, в результате чего стартер не включается или вращается очень медленно на прогретом двигателе.

Щетки и обмотка стартера

Щетки и соленоид стартера

Поскольку стартер является электродвигателем, двигатель работает, пока напряжение от аккумулятора подается на первичную обмотку через щетки. Щетки изготовлены из графита, что приводит к их износу за довольно короткое время.

Довольно часто бывает, что при критическом износе щеток стартера питание на втягивающее реле не подается. В этом случае при повороте ключа зажигания стартер не срабатывает, т.е. водитель не слышит ни жужжания электродвигателя, ни щелчков реле, подхватывающего стартер. Для ремонта необходимо разобрать стартер и проверить щетки, которые, возможно, выработали свой ресурс и нуждаются в замене.

Обмотки в автомобильном стартере также подвержены износу. Типичным симптомом является запах гари при запуске двигателя, что свидетельствует о том, что стартер близок к выходу из строя. Как и в случае со щетками, стартер следует разобрать и проанализировать состояние обмоток. Обгоревшая обмотка потемнеет, а слой лака вспыхнет.  Добавим, что обычно соленоид стартера перегорает из-за перегрева при длительном прокручивании двигателя с осложнениями при запуске двигателя внутреннего сгорания.

В заключение отметим, что стартер можно крутить не более 5-10 секунд, после чего следует обязательный перерыв на 1-3 минуты. Игнорирование этого правила приводит к тому, что неопытные водители умудряются испортить аккумулятор и быстро сжечь полностью рабочий стартер в случае, если двигатель не запускается в течение длительного времени. В такой ситуации часто приходится заменять стартер, так как качество перемотки сгоревшего соленоида стартера по цене не намного дешевле, чем покупка нового стартера.

Другие причины

Существуют и другие причины отказа стартера, вот некоторые из наиболее распространенных.

  1. Короткое замыкание обмотки.
  2. Вал ротора заклинило из-за износа подшипников.
  3. Проскальзывание муфты свободного хода. Необходимо заменить привод устройства.
  4. Привод перемещается с большим усилием по резьбе вала. Для устранения неисправности демонтируйте стартер, промойте его и смажьте резьбу моторным маслом.
  5. На статоре есть постоянные магниты, которые могут отсоединиться. Для устранения проблемы потребуется разобрать и заново приклеить магниты.
  6. Трещины или деформация вилки бендикса. Ремонт заключается в замене вилки или бендикса в сборе.

Медленное вращение коленчатого вала может быть вызвано:

  1. Масло в двигателе слишком густое. Это может произойти при очень низких температурах. Смазочный материал необходимо менять в соответствии с температурой.
  2. Аккумулятор разряжен. Не хватает энергии для вращения с нужной скоростью. Это чаще происходит зимой, и аккумулятор необходимо зарядить или заменить на новый.

Иногда неисправность заключается в том, что стартер не работает, когда двигатель горячий, но как только двигатель остывает, все в порядке. Это происходит из-за неправильного размера втулки. Их диаметр был выбран меньшим, чем предполагалось. После прогрева отверстия во втулках становятся меньше, и вал стартера заклинивает.

Как завести машину – стартер не крутит

Если стартер неисправен из-за реле впуска, двигатель автомобиля можно запустить, если принудительно замкнуть контакты. Это чрезвычайная мера, но иногда используется в чрезвычайных ситуациях.

Рассмотрим пример запуска двигателя автомобиля ВАЗ-2110.

  1. Переведите рычаг коробки передач в нейтральное положение.
  2. Потяните рычаг ручного тормоза.
  3. Поверните ключ зажигания и откройте капот.
  4. Снимите воздушный фильтр со своего места и сдвиньте его в сторону, чтобы получить доступ к двигателю стартера.
  5. Отсоедините разъем от контактов.
  6. Соедините два контакта втягивающего реле металлическим предметом или толстым проводом.
  7. Если остальные компоненты в порядке, двигатель должен запуститься.

Установите воздушный фильтр и подсоедините провода. Во многих случаях после этого двигатель без проблем запускается с ключа зажигания. Однако неисправность сохраняется, поэтому как можно скорее обратитесь в мастерскую.

Существует еще один метод, который подходит для аварийного запуска. Его можно использовать только на автомобилях с передним приводом и механической коробкой передач.

Процедура:

  1. Поднимите автомобиль домкратом так, чтобы одно из передних колес было вывешено.
  2. Поверните поднятое колесо до упора.
  3. Намотайте веревку или трос вокруг шины на 3 оборота так, чтобы конец остался длиной 2 метра.
  4. Включите третью передачу.
  5. Включите зажигание, повернув ключ.
  6. Резко потяните за трос, поворачивая колесо и отъезжая.
  7. После запуска двигателя установите рычаг переключения передач в нейтральное положение. Для этого не нужно выжимать педаль сцепления. Подождите, пока колесо остановится.
  8. Используйте домкрат, чтобы опустить автомобиль на землю.

Осторожно!!! Описанная процедура требует внимательности и соблюдения мер предосторожности. В противном случае существует риск повреждения автомобиля и получения травм.

Этот метод похож на кривошипный запуск в старых автомобилях, например, Москвич-412, или ВАЗ-2101. Вывешенное колесо запускает коробку передач, а затем двигатель.

Что делать, если стартер не крутит двигатель от замка зажигания

Если проблемы со стартером дали о себе знать в дороге, можно попробовать завести автомобиль, передавая крутящий момент от колес. Если автомобиль оснащен механической коробкой передач и стоит под уклоном, просто отключите ручной тормоз и включите вторую передачу при включенном зажигании, набрав скорость около 20 км/ч. На ровной дороге автомобиль может буксироваться другими водителями с помощью гибкой сцепки для достижения скорости, необходимой для запуска автомобиля.

Автомобили с автоматической коробкой передач не могут быть запущены таким образом. Единственным исключением из этого правила являются некоторые зарубежные модели 1980-90-х годов.

Если стартер не проворачивает коленчатый вал, а автомобиль припаркован или стоит в гараже, необходимо как можно скорее выяснить причину неисправности электростартера.

Стартер не крутится

Методы аварийного запуска двигателя

Если стартер не срабатывает или не подает признаков жизни, двигатель необходимо запустить в экстренном порядке. Это возможно путем прямого короткого замыкания. Этот способ не рекомендуется, если вы можете вызвать эвакуатор или отбуксировать автомобиль до ближайшей станции техобслуживания.

Поставьте автомобиль на нейтраль, затяните ручной тормоз и поверните ключ зажигания. Снимите воздушный фильтр или иным образом доберитесь до стартера в зависимости от расположения этих деталей в моторном отсеке вашего автомобиля. Отсоедините разъем от контактной группы, замкните клеммы пускателя металлическим предметом. Если остальные детали исправны, аккумулятор заряжен и провода целы, автомобиль заведется.

Не крутит стартер: ТОП-12 причин +что делать пошагово (с видео)

Еще один безотказный метод подходит только для автомобилей с механической коробкой передач и одноприводной передней осью. Используйте домкрат или яму для вывешивания одного из передних колес. Поверните это колесо на максимум. Оберните веревку или шнурок вокруг колеса несколько раз, оставив около двух метров веревки свободными. Затем включите третью передачу и поверните ключ зажигания. Сильно потяните за веревку, чтобы размотать колесо. Когда автомобиль заведется, немедленно переключите коробку передач в нейтральное положение и дождитесь остановки колеса.

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике