Виды КамАЗов манипуляторов

КМУ

КамАЗ с манипулятором в последнее время приобретает все большую популярность как универсальная и многофункциональная техника, способная заменить грузовой автомобиль и кран одновременно. Такой КамАЗ востребован во всех сферах народного хозяйства: на производстве и в промышленности, в сельскохозяйственной, строительной и добывающей областях, на транспорте и в логистике.

Установка КМУ на КамАЗ позволяет ему решать погрузочно-разгрузочные работы с крупногабаритными и негабаритными грузами, выполнять монтаж различного бурового и производственного оборудования, подавать строительные материалы на нижние этажи зданий без промежуточного складирования.

Автоманипулятор конструктивно состоит из следующих основных элементов: базового автомобиля, крано-манипуляторной установки и надстройки. В качестве надстроек чаще всего применяется бортовая платформа, хотя вместо нее может быть полуприцеп, роспуск для перевозки труб или бревен, самосвальный кузов.

Установка на автомобиле

Автомобили КамАЗ с манипулятором

КамАЗ 6520 — грузовой автомобиль с колесной формулой 6х4 и высокой грузоподъемностью до 21,5 т. Кузов автомобиля имеет длину 7 м. На эту модель устанавливаются гидравлические и тросовые манипуляторы с грузовым моментом на крюке до 27 т*м. Основное достоинство КамАЗ 6520 с манипулятором — самая большая грузоподъемность среди всех трехосных грузовиков с КМУ.

КамАЗ 43118 — это КамАЗ-вездеход с колесной формулой 6х6 и грузоподъемностью на грунтовых дорогах до 12 т. Автомобиль может быть изготовлен в варианте бортового грузовика с 5,5-метровой платформой или седельного тягача. Оснащается тросовыми и гидравлическими манипуляторами с грузовым крюком, гидробуром, клещевым захватом или иным специальным оборудованием.

КамАЗ 65117 — базовое шасси, предлагающееся с предустановленным гидроманипулятором, но без надстройки. Надстройка может быть любой: бортовая платформа, вахтовый фургон или другие специальные надстройки. Общая грузоподъемность шасси — 15 т, манипулятора — 10 т, максимальная длина надстройки — до 7 м.

КамАЗ 65115 — грузовое шасси с укороченной длиной колесной базы, часто использующееся для установки самосвального кузова. КамАЗ-самосвал с манипулятором-грейфером заменяет самосвал и экскаватор. Грузоподъемность КамАЗ 65115 равна 13 т, макс. длина платформы — 6 м. Еще одно преимущество 65115, вытекающее из его короткой базы, — меньший радиус разворота и большая маневренность.

Манипулятор на базе КамАЗа 53228 — еще одна полноприводная (6х6) модификация повышенной проходимости. В отличие от вышеописанной модификации, 43118 имеет не односкатную внедорожную, а шоссейную двускатную (на задних осях) резину. Это так называемая сельскохозяйственная модификация КамАЗа.

КамАЗ 53504 — это седельный тягач КамАЗ с КМУ, агрегатируемый с полуприцепами любого назначения и функционала. Чаще всего используется ремонтными и коммунальными организациями для перевозки труб, лесозаготовительными предприятиями для транспортировки леса.

Манипуляторные установки

На базе автомобилей КамАЗ устанавливаются разнообразные гидравлические и тросовые манипуляторы отечественного и импортного производства, грузоподъемностью 10-20 т. Полноприводные КамАЗы с гидроманипуляторами отлично зарекомендовали себя в условиях пустынной, заснеженной и болотистой местности.

Основные производители КМУ для автомобилей Камского завода:

  • Palfinger;
  • HMF;
  • Amco Veba;
  • Unic;
  • Fassi
  • Copma
  • Hiab.

Чаще всего манипуляторы комплектуются обыкновенными грузовыми крюками. Но по желанию покупателя возможна комплектация грейферами для сыпучих грузов (самосвал с манипулятором), клещевыми захватами для труб и бревен, магнитными грузозахватными устройствами (ломовоз КамАЗ), гидравлическими бурами и другими приспособлениями.

Кран-манипулятор на базе КамАЗ в обязательном порядке оснащается двумя убираемыми лапами-опорами (аутригерами) с ручным приводом. Более дорогие модели могут иметь до 4 аутригеров с гидроприводом выдвижения. Их достоинство в том, что они способны приподнимать автомобиль с грузом над дорогой, тем самым несколько повышая высоту подъема груза манипулятором.

Технические характеристики различных крано-манипуляторных установок позволяют им поворачиваться на угол от 220 до 360° относительно продольной оси автомобиля. Стрелы могут быть односекционными, двухсекционными и трехсекционными, складываемыми и телескопическими. Многосекционные телескопические стрелы отличаются высокой компактностью в транспортном положении и возможностью поднимать груз на значительную высоту. Более простые нескладываемые односекционные стрелы отличаются своей дешевизной и более высокой надежностью (за счет меньшего количества деталей).

КамАЗ с манипулятором может иметь различные показатели вылета грузовых стрел — от 8 до 20 м и более. Для одиночных машин хватает стрел с вылетом 8-11 м. Тягач с КМУ и полуприцепом требует более длинных грузовых стрел со значительным вылетом — 15-20 м.

Установка манипулятора на КАМАЗ

Монтаж крано-манипуляторной установки на шасси КамАЗа, как правило, выполняется специализированными и сертифицированными сервисными центрами. При наличии соответствующих возможностей разрешена установка манипулятора на автомобиль самостоятельно.

Для этого владельцем автомобиля оформляются соответствующие документы: заявление в ГИБДД о внесении изменений в конструкцию транспортного средства, заявление в органы, уполномоченные выдавать заключение о переоборудовании ТС.

Крепление манипулятора на раму грузовика осуществляется через специально изготовленный надрамник. Во-первых, потому что производители автомобилей и КМУ прямо запрещают устанавливать манипуляторы на раму без надрамника. Во-вторых, потому что надрамник равномерно распределяет нагрузки, возникающие при проведении погрузочно-разгрузочных работ, по всей длине рамы.

Конструктивно надрамник представляет собой сварную металлическую конструкцию, превышающую по ширине раму не менее чем на 1 м. По длине надрамники бывают двух видов: короткие, под установку только КМУ, и длинные, на которые устанавливается КМУ вместе с грузовой платформой.

Гидравлическая система КМУ приводится в движение специальным насосом, который может входить в комплектацию манипулятора или приобретаться отдельно. Приводится гидронасос от коробки отбора мощности. Ее тоже можно купить у стороннего производителя либо заказать грузовик, уже укомплектованный такой коробкой.

Последний этап в установке крана-манипулятора на КамАЗ — это доработка грузовой платформы. Дело в том, что сама КМУ занимает определенное место на раме грузовика, поэтому крепление кузова приходится переносить на новое место. А так как по требованиям ГИБДД грузовая платформа не должна быть длиннее рамы более чем на 1 м, ее приходится укорачивать.

Работая над седельным тягачом с КМУ, приходится переносить на новое место седельно-сцепное устройство, укорачивать существующие полуприцепы или приобретать уже укороченную модель полуприцепа.

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий