Название «Беларус» трактор МТЗ 80 получил в связи с тем, что его производство осуществляется Минским тракторным заводом. Машина обладает отличными показателями мощности и проходимости, а также может использоваться практически с любыми моделями навесного оборудования, включая работу в качестве бульдозера, экскаватора или фронтального погрузчика.

Помимо этого, трактор способен успешно справляться с самыми разными сельхозработами, выступать в качестве тягача для кормораздатчика, перевозить грузы и осуществлять разбрасывание удобрений. Данная модель сельхозтехники обладает практически безграничными возможностями, что и сделало ее одним из наиболее популярных тракторов на всей территории бывшего СССР.

Новый трактор

МТЗ 80 — с момента выпуска и до наших дней

Производство МТЗ 80 началось в 1974 году, когда перед предприятиями сельского хозяйства стояли максимальные задачи по развитию и обеспечению вклада в экономику страны. Запущенные в производство еще в 1953 году трактора Беларус более старых моделей (50 и 52) имели технические характеристики, недостаточные для решения поставленных задач, в частности, показатель их мощности составлял всего 50 л. с.

Растущие запросы отрасли требовали срочного улучшения существующих и внедрения новых машин. Именно такой разработкой и стал имеющий совершенно другие характеристики МТЗ 80, базовыми моделями для которого стали трактора 50 и 52 (развитие модели 52 выпускается под маркой МТЗ 82). Это было связано с отсутствием возможности вести разработку совершенно новой машины и полностью переоборудовать под нее производственные цеха. При этом министерство требовало, чтобы новая версия на 80 «лошадей» была запущена в предельно короткие сроки.

Тем не менее новый трактор унаследовал от МТЗ 50 очень мало, поскольку техническая часть была практически полностью переработана. Изменения затронули практически все области, в том числе внешний облик трактора, включая габаритные размеры, технические возможности, а главное — большинство систем, узлов и агрегатов. Инженеры проделали огромную работу и сделали это очень профессионально. Именно поэтому Беларус МТЗ 80 продолжает пользоваться популярностью и по сей день.

Немаловажная характеристика трактора МТЗ 80 — универсальность, позволяющая использовать машину для выполнения самых различных видов работ, включая посев, выращивание и уборку множества сельхозкультур. При этом трактор может использоваться и для множества других видов работ, не только полевых.

Перед началом массового выпуска модели, в 1972 году, было проведено несколько тестов первых образцов машины. В результате в серийной версии была улучшена конструкция кабины, оптимизирован ряд характеристик силовой установки, улучшена совместимость с другими моделями сельхозоборудования, повышена максимальная скорость и другие показатели.

Трактор полностью превзошел предшественников по всем параметрам.

Конструктивные особенности

Трактор имеет следующие размеры:

  • длина — 381,5 см;
  • ширина — 197 см;
  • высота — 247 см;
  • полная масса — 3160 кг;
  • величина дорожного просвета — 47 см;
  • объем топливного бака — 130 л.

Изначально МТЗ 80 был оснащен двигателем Д 240, номинальная мощность которого составляет 80 л. с. Позже на машину стали также устанавливать мотор Д 243. Обе модификации силовых агрегатов имели 4 цилиндра и 4 рабочих такта, производились Минским моторным заводом (ММЗ), входили в состав линейки 4Ч11/12,5 и работали на дизельном топливе. Расход топлива трактора МТЗ 80 составлял 238 г/Вт/ч, то есть 4–7 литров в час.

Двигательная установка весом 430 кг имела рабочий объем 4,75 л и частоту вращения 2200 об/мин. Старт тракторного двигателя производится при помощи электростартера либо посредством пускового карбюраторного мотора ПД 10 в случае модификаций 240Л и 243Л. Включение основной и пусковой установок выполнялось непосредственно из кабины. При включении передачи пуск двигателя блокировался, а для упрощения запуска в условиях низких температур использовался электрофакельный подогреватель.

Также устройство трактора МТЗ 80 предусматривало использование строго механической трансмиссии с одним диском и сухой муфтой сцепления. Машина оснащена коробкой передач с 9 ступенями и 2 диапазонами, а также понижающим редуктором на 18 передних и 4 задних передачи. Определенные модификации предусматривали уменьшитель хода и КПП с гидравлическим управлением. Задние колеса трактора имели жесткую подвеску, передние — полужесткую в сочетании с балансирным мостом. Для крепления задних колес к осям использовались клеммовые соединения, позволявшие изменять габариты колеи от 140 до 210 см.

https://www.youtube.com/watch?v=t2uk7Zbqt9k

МТЗ 80 был оснащен тормозными механизмами дискового типа, для управления поворотом использовались передние колеса. Кроме того, оснащение трактора включало в себя гидроусилитель руля.

Эксплуатационные характеристики

МТЗ 80 Беларус стал на территории СССР, а затем и СНГ наиболее массовой моделью трактора, получив широчайшее применение в самых различных сферах деятельности, помимо сельского хозяйства. При этом специалисты Минского завода продолжают развивать и модернизировать выпускаемую технику, в результате чего она продолжает оставаться актуальной и востребованной и на сегодняшний день.

Как показывает многолетняя практика, с точки зрения эксплуатации МТЗ 80 обладает следующими неоспоримыми преимуществами.

  1. Отличная ремонтопригодность, а также доступность узлов и запчастей благодаря хорошо развитой инфраструктурной сети. Множество дилерских и сервисных центров, а также фирменных магазинов, предлагающих запчасти, узлы, заправочные емкости и другие детали, позволяют быстро и эффективно решать практически любые проблемы, связанные с ремонтом и обслуживанием, включая гарантийное.
  2. Техника хорошо знакома всем механизаторам, поэтому не требует специальной подготовки и обучения.
  3. Богатое разнообразие прицепного и навесного оборудования.
  4. Доступная по сравнению с конкурирующими моделями стоимость, а также низкие эксплуатационные траты благодаря сравнительно малому расходу топливной смеси на 100 км.

К недостаткам трактора владельцы относят тот факт, что кабина базовой модификации являлась довольно тесной. Эта проблема устранена в версии МТЗ 80.1, а также недостаточную по сравнению с зарубежными аналогами комфортабельность. Работа на МТЗ 80 Беларус осуществляется в сложных, практически спартанских для водителя условиях. Но инженеры завода ведут активную работу и в этом направлении.

Трактор модели МТЗ 80 производится в нескольких модификациях, не предусматривавших изменения в основных узлах, включая мотор, КПП и т. д., а также показателей, таких как тяговый класс. Изменения вносились по большей части в устройство привода, внешний вид и назначение техники.

Наиболее интересными вариантами МТЗ 80 можно назвать следующие.

Модификации Особенности
МТЗ 80 Х Модель, предназначенная для работы на хлопковых плантациях, с измененной трансмиссией и колесной базой, состоявшей из одного переднего и двух задних колес.
МТЗ-80 В Оснащен редуктором реверса.
Т 70 В Трактор, имеющий сниженный вес и предназначенный для работы на виноградниках.
МТЗ 82 Т Машина для работы с бахчевыми культурами, имеющая увеличенный клиренс.

Трактор модели МТЗ 80 — отличный представитель своего класса, отличающийся высокими показателями маневренности, надежности, универсальности и эффективности эксплуатации.

В случае надлежащего обслуживания машина способна очень долго работать без поломок и неполадок, а высокая функциональность позволяет трактору успешно заменять самые различные виды сельскохозяйственной техники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *