Полноприводный самосвал Урал 5557: устройство и эксплуатация

Самосвалы

Самосвал-тягач Урал 5557 является одной из наиболее популярных моделей грузовых автомобилей производства Уральского автомобильного завода. Производство этой модели началось еще в 1984 году, но машина, включая различные модификации, и по сей день широко востребована в различных сферах деятельности. Основное применение она получила в сельскохозяйственной отрасли.

Самосвал Урал 5557 является полноприводным автомобилем высокой проходимости. Это позволяет успешно эксплуатировать его даже в наиболее сложных дорожных условиях, включая бездорожье. Автомобиль способен перевозить грузы весом до семи тонн, развивая при этом скорость до 75 км/ч, без каких-либо сбоев и неполадок в работе.

Как выглядит отечественный самосвал

Технические характеристики и устройство

Автомобиль Урал 5557 10 обладает следующими характеристиками:

  • длина — 769,3 см;
  • высота — 265 см;
  • ширина — 250 см;
  • максимальная грузоподъёмность — 6745 кг;
  • максимальный вес в загруженном виде — 20775 кг;
  • расход топлива на 100 км — 37 литров при 60 км/час.
  • рама — клепаная, на лонжеронах.

Изначально на Урал модели 5557 устанавливалась модифицированная двигательная установка КамАЗ-740.10, оснащенная подогревателем марки ПЖД-30А. Последующие модификации, такие как Урал 55571, получили шестицилиндровые дизельные силовые установки ЯМЗ-236М2 мощностью 180 л. с.

На самосвале используется механическая пятиступенчатая коробка передач ЯМЗ-236У. Урал 5557 10 является полноприводным автомобилем с формулой 6×6. Грузовик оснащён дисковыми колесами и широкопрофильными шинами с возможностью регулировки давления. Всего предусмотрено семь колес, одно из которых является запасным, крепёжное место для него отсутствует.

Комплект гидравлического оборудования самосвала включает в себя:

  • трехступенчатый телескопический гидроцилиндр;
  • гидравлические выводы для прицепного устройства;
  • гидроцилиндр, осуществляющий подъём бортов;
  • масляную ёмкость;
  • гидрораспределитель поднятия платформы.

Управление гидравлическим приводом осуществляется дистанционно по принципу электропневматики. Достаточно распространенным вариантом является оснащение грузовика Урал 55571 автомобильным краном КС-3574, вылет стрелы которого составляет 14 м, или КС-35714 с двухсекционной телескопической стрелой.

Самосвал имеет однопроводную электросхему с отрицательным полюсом источников и потребителей электропитания, соединенным с «массой» самосвала при помощи дистанционного переключателя. Схема электрооборудования Урал 5557 предусматривает использование в роли источника электрической энергии двух последовательно соединенных аккумуляторов и генератора, функционирующего совместно с регулятором напряжения. Кроме того, автомобиль оснащён механическим спидометром и целым рядом электроприборов, включая генератор с блоком выпрямителя, тахометр и другие.

Тормозная система Урал 5557 способна обеспечить надлежащее снижение скорости и полную остановку автомобиля вне зависимости от скорости движения, нагрузки самосвала и угла наклона дороги. В тормозном механизме используется смешанный гидропневматический привод с двумя контурами. Задний и передний мост Урал 5557 тормозят раздельно друг от друга.

Торможение осуществляется с помощью расположенной в кабине педали, сопряжённой с двухсекционным тормозным краником посредством тяг и рычагов.

Модификации автомобиля

Автомобиль Урал марки 5557 стал основой для создания множества модификаций, предназначенных для решения различных задач, включая нестандартные варианты, такие как бронированный армейский грузовой автомобиль. Тем не менее можно выделить несколько наиболее распространенных вариаций этого грузового автомобиля.

В первую очередь стоит отметить самосвал, предусматривающий задний тип разгрузки и основанный на оригинальном шасси — это Урал 5557 80М. Автомобиль получил широкое применение в сфере транспортировки строительных материалов, мусора, грунта, песка и прочих сыпучих грузов. Как гласит руководство по эксплуатации, автомобиль оснащается двигателем ЯМЗ-236НЕ2, имеющим мощность 230 л. с. Основным отличием данной модификации от оригинала является грузоподъёмность, увеличенная на 3 тонны и составившая 10 000 килограмм. Другие параметры автомобиля таковы.

Параметры Числовые показатели
длина 773,5 см;
высота 298 см;
ширина 250 см;
максимальный вес в нагруженном состоянии 20 775 кг.

Осуществляется боковая выгрузка
Пожарная модификация представляет собой трёхмостовую автоцистерну АЦ5.5-40 на базе автомобиля Урал марки 5557. Как можно понять из названия, данная разновидность автомашины используется при тушении пожаров. Технические характеристики практически полностью соответствуют базовой модели. Исключение составили габаритные размеры (800×250×340 см). Кроме того, автомобиль оснащён пожарной установкой, вмещающей шесть кубических метров воды, и пеноблоком объёмом в 360 литров. Поставленный на автомобиль насос обладает минимальной производительностью в 40 л. с.

Самосвальная модификация 55571-44 представляет собой доработанный вариант базовой модели, имеющий габаритные размеры 817×250×327,5 см и оснащённый силовой установкой ЯМЗ-236НЕ2. Одним из усовершенствований автомобиля стала обновленная двухместная цельнометаллическая кабина, получившая спальное место и обновлённое рулевое управление Урал 5557.

Особенности эксплуатации

Автомобиль Урал марки 5557 изначально создавался для сельскохозяйственных нужд. Первые модели выпускались в виде шасси, в состав которого входили непосредственно рама Урал и классическая трёхместная кабина без спального места. Для изготовления шасси использовались материалы, обладающие высокой прочностью и обеспечивающие максимальную надежность автомобиля.

Крепление платформы осуществлялось при помощи быстроразъемных соединений. Самосвал предусматривал двустороннюю разгрузку, в процессе которой борт откидывался в нужном направлении автоматически в процессе подъёма, а его закрытие выполнялось за счёт управляемых из водительской кабины гидроцилиндров. Кроме того, предусматривалось оснащение платформы надставными бортами с автоматическим открытием и закрытием, а также козырьком.

При этом обеспечивалось наиболее полноценное использование кузова, что особенно актуально в случае транспортировки сельскохозяйственной продукции, имеющей небольшой удельный вес: козырек обеспечивал снижение потерь в процессе выгрузки. Руководство по эксплуатации предусматривало управление работой платформы посредством сложной гидравлической системы, в состав которой входили следующие компоненты: бак, трёхступенчатый телескопический цилиндр, распределительный механизм и гидроцилиндр, осуществляющий подъём борта.

Для повышения удобства использования в сельском хозяйстве возможно оснащение автомобиля гидравлическим механизмом подъёма кузова, допускающим выполнение разгрузки в двух направлениях, что особенно удобно в случае насыпных или навалочных грузов. При этом чаще всего используется механизм марки Урал 5557-8603043. В народе самосвалы, оснащенные подобным механизмом, получили название «сельхозники». Одной из наиболее распространенных вариаций такой автомашины является Урал 5557 10, грузоподъёмность которого составляет 6745/16 500 кг.

С момента выпуска первой модели конструкция, электросхема и другие системы и компоненты автомобиля Урал марки 5557 неоднократно подвергались модернизации. Определённые доработки и усовершенствования проводятся и по сей день, причём обновленные версии сочетают в себе все инновационные преимущества исходной модели.

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий