Труженик от Минского автомобильного завода — МАЗ 5551

Самосвалы

Производство автомобиля МАЗ 5551 осуществляет белорусский «Минский автомобильный завод» — предприятие с богатой историей, выпускающее машины, известные своей высокой мощностью и великолепной надежностью. На сегодняшний день этот завод представляет собой одно из крупнейших предприятий автомобилестроения на всей территории бывшего СССР.

Автомобиль МАЗ 5551 появился на свет в далёком 1985 году. На сегодняшний день он может уступать современным аналогам с точки зрения оснащения и комфортабельности, но в плане общего соотношения между характеристиками, качеством, превосходной надежности и ценой эта автомашина продолжает оставаться практически вне конкуренции. Во многом именно благодаря этому МАЗ 5551 не только так долго держится на рынке, но и даже по сей день остается наиболее массовым самосвалом в Российской Федерации.

Компактный самосвал

МАЗ 5551 — самосвал двухосный, обладающий сравнительно небольшими размерами, имеющий колесную формулу 4×2 и отличающийся превосходной маневренностью. С учётом возможностей и стоимости эта автомашина оптимальна для перевозки грузов в условиях стройплощадок, включая сыпучие материалы, такие как гравий или песок. Существуют также отдельные модификации, например, МАЗ 5551 020 с повышенной вместительностью кузова.

С точки зрения оснащения и характеристик автомобиль подходит для эксплуатации в условиях строительных площадок, в отличие от большинства конкурирующих аналогов, лучше приспособленных для поездок на большие расстояния.

Технические характеристики и двигатель

В случае МАЗ 5551 технические характеристики принимают следующие значения:

  • Мощность двигателя — 245 л. с.;
  • крутящий момент — 950 Нм;
  • максимальная скорость — 85 км/ч;
  • максимальный уровень подъема — 25°;
  • объём кузова — 5,5 м3 (с надстроенными бортами — 7,7 м3);
  • грузоподъемность — 10 тонн;
  • вес автомобиля — 7 820 кг;
  • клиренс — 27 см;
  • расход топлива — 22 л на 100 км пути.

Размеры самого грузовика МАЗ (модель 5551) таковы.

Габариты Показатели
длина 599 см;
ширина 250 см;
высота 292,5 см.

Размеры платформы: длина — 386 см, ширина — 226,5 см, высота — 63 см. Данная модель автомобиля характеризуется достаточно простым устройством, поскольку разрабатывалась в первую очередь как надежный рабочий самосвал, успешно справляющийся со своими обязанностями в любых условиях, включая экстремальные.

Учитывая, что выпуск автомашины состоялся ещё в 1985-м, её двигатель несколько раз был заменён с целью соответствия требованиям стандарта Евро-2, а затем и Евро-3. В МАЗ 5551 всегда использовались агрегаты марки ЯМЗ — мощные и надежные двигатели, обеспечивающие стабильность работы на любых мощностях.

В рамках перехода на стандарт Евро-4 автомобиль был оснащен двигателем Cummins с турбонаддувом.

Трансмиссия и тормозная система

КПП самосвала вызывает определенные нарекания у пользователей: некоторые водители отмечают, что, если включена I передача, полностью загруженный автомобиль довольно тяжело сдвинуть с места. Кроме того, первая передача является достаточно довольно короткой, что вредит разгонной динамике машины, тогда как после разгона автомобиль удерживает скорость достаточно уверенно.

Коробка передач МАЗ была улучшена за счёт оптимизации механизма переключения от рычага к КПП. В результате длина рычага была уменьшена. Подобные оптимизации облегчили жизнь водителей: раньше схема переключения передач предусматривала серьёзные перемещения рычага, а теперь процедура существенно упростилась.

МАЗ оснащён, как и многие другие грузовики высокой мощности, двухдисковым фрикционным сцеплением. Существенные перегрузки в процессе эксплуатации вызывают его изнашивание, в связи с чем сцепление МАЗ нуждается в регулярном обслуживании. В частности, регулировка сцепления МАЗ 5551 может потребоваться в следующих ситуациях.

https://www.youtube.com/watch?v=uiMZlWcnPpg

  1. Сцепление буксует на высоких оборотах;
  2. Переключаемый рычаг сцепления вызывает треск;
  3. Неполное отключение сцепления.

Тормозная система МАЗ 5551 является пневматической и, по отзывам водителей, достаточно эффективной. При этом воздух закачивается достаточно долго. Это может быть связано с малой мощностью компрессора, но никак не сказывается на работе самих тормозов.

Тормозную пневмосистему желательно завернуть в какой-либо защитный материал, поскольку она располагается рядом с рамой и может истереться в процессе эксплуатации.

Кабина и кузов

Кабина МАЗ 5551, рассчитанная на двоих людей, установлена над двигателем, а в случае необходимости получения доступа к нему для ремонта и сервисного обслуживания — опрокидывается вперед. Внутри кабины достаточно просторно. Для облегчения процесса залезания внутрь предусмотрены удобные ступеньки и поручни. Тем не менее, достаточно много нареканий вызывает удобство органов управления. Это неудобное расположение рулевой колонки, что особенно актуально для пользователей небольшого роста.

Электросхема МАЗ 5551 достаточно проста: в неё входят основные приборы подсветки, отопитель кабины и различные датчики. Другого электрооборудования нет: с учётом возраста и достаточно низкой стоимости автомашина не предусматривает оснащения бортовым ПК или системой контроля массы. Тем не менее, дополнительная комплектация может включать в себя кондиционер. Запуск автомобиля осуществляется посредством поворота ключа в замке, располагающемся в нижней части рулевой колонки.

Для эксплуатации автомобиля в зимний период предусмотрена система отопления днища за счёт отработавших выхлопных газов.

Слева внизу располагаются переключатели ближних и дальних фар, а также указателей поворотов, переключаемых в горизонтальной плоскости. Допускается включение кратковременное или постоянное. Цельнометаллический кузов может разгружаться только назад, открытие и закрытие заднего борта происходит автоматически.

Общие впечатления

В течение нескольких десятилетий существования самосвала белорусский производитель постоянно совершенствовал и дорабатывал автомобиль, улучшая характеристики МАЗ 5551 и повышая его функциональность, надежность и удобство. Автомобиль обладает некоторыми недочётами и отрицательными сторонами. Но при их рассмотрении стоит иметь в виду, что стоимость грузовика значительно ниже зарубежных аналогов, предлагающих наиболее современное оснащение и более широкий спектр возможностей.

Это касается и ремонта автомобиля — например, редуктор заднего моста МАЗ 5551 обойдётся в несколько раз дешевле аналогичной запчасти для зарубежной машины. Именно поэтому огромное множество водителей на просторах СНГ на протяжении многих лет считают МАЗ 5551 своим надежным и верным другом, в любое время года и в любых условиях готовым прийти на помощь в решении поставленных задач.

Далеко не всегда обеспечивая максимальный уровень удобства и комфорта, МАЗ-5551 является настоящим тружеником.

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий