Где и как должен проходить обучение машинист крана-манипулятора

Оператор крана Полезная информация

В большинстве отраслей промышленности, а также на транспорте, в строительстве и других сферах для погрузки и выгрузки изделий, материалов, конструкций применяются автомобильные крано-манипуляторные установки. Машинист манипулятора может быть допущен к управлению КМУ только после того, как ему исполнится восемнадцать лет. Он должен иметь специальную подготовку и получить удостоверение, дающее право работать с этим видом технических устройств.

В большинстве отраслей промышленности, а также на транспорте, в строительстве и других сферах для погрузки и выгрузки изделий, материалов, конструкций применяются автомобильные крано-манипуляторные установки.

Машинист манипулятора может быть допущен к управлению КМУ только после того, как ему исполнится восемнадцать лет.

Он должен иметь специальную подготовку и получить удостоверение, дающее право работать с этим видом технических устройств. Также необходимо пройти инструктаж по технике безопасности и медицинское освидетельствование, чтобы определить соответствие физического состояния машиниста требованиям, которые предъявляются к специалисту на данной должности.

Оператор крана

Как минимум один раз в квартал нужно повторно проводить инструктаж оператора по технике безопасности. С той же периодичностью следует осуществлять проверку знаний, необходимых для управления мобильным краном-манипулятором. Кроме того, оператор обязан ежегодно сдавать экзамен квалификационной комиссии завода.

Если машинист переводится на другой тип манипулятора, а также после каких-либо перерывов в работе по специальности, превышающих один год, он обязан повторно пройти обучение по соответствующей программе. Сдача экзамена квалификационной комиссии в данном случае обязательна.

При приеме машиниста крана-манипулятора на работу уровень его знаний проверяется аттестационной комиссией. Только выяснив, что оператор имеет достаточные навыки для управления установкой и ее обслуживания, комиссия может выдать ему соответствующее удостоверение. Данный документ предоставляет машинисту право выполнять работы с использованием КМУ.

Результаты каждой из проведенных проверок знаний обязательно должны быть оформлены в виде протокола. Допуск оператора к работе и его закрепление за конкретным краном манипулятором оформляются в виде приказа по организации.

В обязанности машиниста крана-манипулятора входят:

  • знание производственной инструкции и инструкции по безопасности работы на КМУ;
  • знание устройства и назначения всех входящих в состав установки механизмов, а также их взаимодействия;
  • знание инструкции по смазыванию манипулятора и уходу за ним;
  • знание установленных в цехе правил обмена сигналами с крановщиками и прочими членами бригады;
  • умение определять пригодность для работы канатов, применяемых для подвешивания стрелы;
  • умение устранять возникающие в работе крана мелкие дефекты;
  • знание всех необходимых приемов оказания первой помощи в случае поражения электрическим током, а также умение выполнять их на практике.

Обучение операторов

Существует множество учебных центров, в которых есть курсы для машинистов автомобильного крана. Здесь можно не только овладеть профессией, но и пройти переаттестацию или повышение квалификации.

Все занятия с операторами манипуляторов проводятся в соответствии со специальной учебной программой.

В нее входит тщательное изучение конструкции как самого автомобильного крана, так и различных приборов и механизмов, отвечающих за эффективность его работы и безопасность.

Управление краном-манипуляторомВ процессе обучения машинисты должны научиться осуществлять техническое обслуживание и ремонт манипуляторов. В программу подготовки операторов автомобильных КМУ также входит овладение следующими навыками:

  • порядок обмена сигналами машиниста и стропальщиков;
  • сигнализация в процессе перемещения грузов;
  • изучение надежных способов и методов стропования материалов.

Особое внимание уделяется охране труда и соблюдению безопасности работ. В связи с этим достаточно много учебных часов отведено ознакомлению с соответствующими инструкциями. Слушатели должны твердо уяснить, как обеспечивается электробезопасность оператора крана-манипулятора. Это особенно важно при проведении работ в непосредственной близости от линий электропередач.

Специалист, окончивший курсы оператора крана-манипулятора, обычно получает следующие навыки:

  • осуществление строительных и промышленных погрузочно-разгрузочных работ;
  • выполнение разгрузки и погрузки железнодорожного и автомобильного транспорта;
  • проведение погрузочно-разгрузочных работ с оборудованием, материалами, строительными конструкциями и техникой;
  • установка опор под линии электропередач;
  • участие в монтажных работах.

Кроме того, машинист крана-манипулятора, обучается участию в испытаниях устройства. Для получения допуска к работе у операторов КМУ проверяют не только на наличие технических знаний, но на умение распределять внимание.

Они должны уметь одновременно выполнять координированные движения руками и ногами.

Оператор должен обладать быстрыми и четкими двигательными реакциями, невосприимчивостью к укачиванию.

Для получения удостоверения машиниста крана-манипулятора необходимы хорошие навыки вождения грузовых автотранспортных средств.

На курсах слушатели обучаются управлять крано-манипуляторной установкой в процессе подъема, опускания и перемещении грузов в соответствии с руководством по эксплуатации устройства. Машинист должен также уметь:

  • выполнять проверку исправности устройства;
  • осматривать крепления механизмов на наличие недостатков;
  • отслеживать показания приборов безопасности.

Естественно, оператор крана-манипулятора должен научиться эффективно использовать технику и соблюдать меры промышленной безопасности, разработанные Ростехнадзором. По завершении курсов, в рамках которых проходили обучение или переподготовка, машинист должен пройти аттестацию. При положительном результате он получает соответствующее удостоверение, обеспечивающее допуск к работе на КМУ.

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий