Какие требования к работе должны быть указаны в должностной инструкции машиниста крана-манипулятора

Оператору крана Полезная информация

Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.

Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.

Оператору кранаКМУ относят к механизмам повышенной опасности. Из этого следует, что управление ими должно осуществляться только квалифицированными, имеющими необходимый опыт людьми. Согласно правилам эксплуатации устройства, в некоторых случаях требуется назначение помощника оператора.

К управлению может быть допущен человек, прошедший курс обучения по программе подготовки машиниста и последующую аттестацию. Установлено требование к возрасту, согласно которому крановщиком не может быть лицо моложе 18 лет. Подготовка и аттестация проходят в профессиональных технических заведениях и на специализированных курсах для водителя. Любое учреждение, обучающее управлению машиной, должно иметь лицензию Госгортехнадзора. Данным органом должна быть утверждена и программа, по которой осуществляется обучение.

Оператор, прошедший аттестацию, получает удостоверение в присутствии представителя Госгортехнадзора и председателя аттестационной комиссии. В данном документе обязательно должен быть указан тип манипулятора, к управлению которым допущен обученный специалист. Удостоверение должно находиться у оператора во время выполнения им работ.

Если машинист переводится с одной модели КМУ на другую, он обязан пройти переобучения. В данном случае программа может быть сокращенной. Люди, прошедшие аттестацию, но не работавшие больше года, также обязаны пройти проверку знаний. При удовлетворительных оценках человек вновь допускается к управлению устройством.

Что должен знать крановщик

Оператор, прошедший аттестацию и имеющий специальное удостоверение, должен знать:

  • устройство механизмов манипулятора, а также их назначение;
  • сигналы, которыми обмениваются стропальщики с водителем;
  • производственную инструкцию, характеристики крана, а также инструкцию изготовителя изделия. Управляющие автомобильными КМУ обязаны знать правила дорожного движения;
  • факторы, которые обеспечивают устойчивость всего механизма;
  • какие смазочные материалы используются в механизмах манипулятора;
  • различные способы зацепки и строповки груза;
  • порядок действий при непосредственной близости линий электропередач;
  • приемы освобождения людей от тока и правила оказания им медицинской помощи.

Прежде чем приступить к выполнению работ, оператор должен осмотреть механизм на наличие неисправностей. Типовая инструкция обязывает водителя:

  • осмотреть крепления всех механизмов;
  • проверить смазку трущихся частей установки;
  • подвергнуть осмотру все сварные швы и соединения стрелы;
  • удостовериться в исправности дополнительных опор;
  • осуществить проверку надежности крепления противовеса;
  • проверить исправность приборов безопасности.

Также перед началом работы водитель должен осмотреть съемные грузозахватные приспособления. Эксплуатировать машину можно только после того, как система проверена на холостом ходу. Следует отказаться от использования КМУ, если были обнаружены следующие неисправности:

  • трещины или различного рода деформации металлических конструкций механизма;
  • обрывы проволоки как грузового, так и стрелового каната;
  • дефекты поднимающего механизма, которые создают опасную ситуацию;
  • повреждения тормозной системы механизма;
  • износ рабочих крюков, который превышает значение в 10% высоты сечения;
  • неисправность стабилизаторов или повреждения дополнительных опор.

Машинист кранаДо начала работы сотрудник обязан:

  • ознакомиться с проектом работ, в которых он должен участвовать;
  • произвести проверку площадки, на которой будет установлена машина;
  • убедиться в том, что линии электропередач находятся на расстояние, превышающем 30 м;
  • проверить освещение рабочей зоны.

Обязанности во время эксплуатации техники

Оператор не должен отвлекаться при выполнении работ. Ведь малейшее неосторожное движение может привести к повреждению машины, окружающих ее предметов или травмированию людей. Отходить от крана, оставляя его без присмотра, также недопустимо.

Если возникла необходимость уйти с рабочего места, оператор должен сначала выключить двигатель и остановить машину. Лишь после этого можно покидать кран. Движение следует начинать только после определенного сигнала, подаваемого стропальщиком. Если же такой сигнал нарушает инструкции, то водитель может ему не следовать. При наличии людей в зоне досягаемости стрелы следует подать им звуковой сигнал, потому что эксплуатировать кран в такой ситуации нельзя.

Сигнал «стоп» может быть подан не только стропальщиком. К данному знаку оператор должен быть очень внимателен, это поможет избежать аварий и внештатных ситуаций.

Во время эксплуатации запрещается:

  • допускать к погрузке случайных лиц, которые не имеют прав стропальщика;
  • поднимать груз, масса которого больше максимально допустимого значения, установленного для данной КМУ;
  • быстро останавливать стрелу с грузом;
  • тащить какой-либо груз по поверхности земли, передвигать вагоны или платформы;
  • отрывать груз от поверхности (например, примерзший или закрепленный чем-либо);
  • поднимать конструкции, у которых хоть немного повреждены петли для зацепа;
  • класть груз на кабели, проводящие электричество, а также трубопроводы;
  • производить погрузку автомобилей, если внутри них находятся люди;
  • поднимать или опускать баллоны с газом, которые не находятся в специализированном контейнере;
  • подавать груз в окна или на балконы, которые не оборудованы специальной площадкой для приема предметов;
  • эксплуатировать машину при неисправностях тормозной системы или приборов безопасности.

Аварийные ситуации, ответственность и окончание работ

Какие требования к работе должны быть указаны в должностной инструкции машиниста крана-манипулятора

При возникновении аварийных ситуаций машинист обязан действовать в соответствии с должностной инструкцией.

  1. Прекратить подъем груза, если кран потерял устойчивость.
  2. Если стропальщик соприкоснулся с токопроводящими элементами, освободить его от действия тока и оказать первую медицинскую помощь.
  3. В случае пожара вызвать пожарную службу и предпринять меры по пожаротушению.
  4. При возникновении каких-либо стихийных природных явлений немедленно прекратить работу и, опустив груз на землю, уйти в безопасную зону.
  5. Если произошел несчастный случай или аварии, нужно сообщить об этом человеку, который несет ответственность за безопасность производства. Причем неважно, произошло ли несчастье по вине оператора или нет.
  6. Описание всех аварийных ситуаций должно быть занесено в вахтенный журнал. Кроме того, об этом нужно известить инженерно-технического сотрудника, который ответственен за исправность грузоподъемного устройства.

По окончании работ машинист крана не оставлять груз или магнит в состоянии виса. Оставлять кран нужно только в специально предназначенном для этого месте, установив стрелу манипулятора в безопасное положение. Типовая должностная инструкция описывает также обязанности оператора по обслуживанию КМУ:

  1. Содержание крана в чистоте и исправном состоянии.
  2. Смазывание трущихся частей.
  3. Осведомленность о сроках последнего технического обслуживания установки.
  4. Знание сроков проведения профилактических осмотров манипулятора и его отдельных частей. Данные о сменах слесарей и электромонтеров имеются в журнале на вахте.
  5. Устранение каких-либо неисправностей в механизме крана, которые возникают в процессе эксплуатации. Ремонт доверяется специалистам.

За нарушение требований производственной инструкции, а также правил эксплуатации оператор несет ответственность, которая может быть и уголовной. Такое случается при возникновении чрезвычайных ситуаций во время эксплуатации манипулятора. Чтобы этого не случилось, нужно придерживаться всех предъявляемых к специалисту требований.

 

 

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий