Существующие разновидности шин для грузовых автомобилей

Грузовики

На колеса грузовика приходятся значительно более серьезные нагрузки, чем на шины легковушек. Связано это не только с намного большей массой самих авто, но и с совершенно другими условиями эксплуатации транспортных средств. Грузовому транспорту ежедневно приходится преодолевать большие расстояния, в результате чего средний пробег за год может составлять несколько сотен тысяч километров, поэтому шины для грузовых автомобилей следует подбирать особенно тщательно, учитывая все характеристики машины и условия эксплуатации.

Зимние шины

Критерии выбора грузовых шин

Производители и владельцы грузовиков выбирают колеса для этих транспортных средств с учетом четырех основополагающих критериев:

  • тип протектора автошины;
  • конкретные дорожные условия;
  • вес транспортного средства;
  • ось автомобиля, на которую будет установлена шина.

В зависимости от типа протектора покрышки разделяют на несколько категорий. Если на шину нанесен дорожный рисунок, значит, она предназначена для эксплуатации на асфальтированных дорогах. Противоположный вариант — внедорожная резина, имеющая суровый протектор, в котором выполнены широкие канавки большой глубины. Также существует универсальный вариант, позволяющий эксплуатировать транспортное средство как на асфальтированной трассе, так и в условиях пересеченной местности.

Выбирая шины для легких грузовиков или тяжелых транспортных средств, следует учитывать дорожные условия, в которых будет эксплуатироваться машина. Коммерческие грузовые автомобили и автобусы чаще всего эксплуатируются в городских условиях, то есть перемещаются по ровной асфальтовой поверхности, которая в зимний период еще и подвергается чистке. При этом движение транспорта предусматривает регулярные ускорения и остановки.

Существует летняя и зимняя резина для грузовиков, используемых в составе междугородних автопоездов, которые по большей части также перемещаются по асфальту, при этом автомобиль обычно движется с максимально возможной скоростью и минимальным количеством остановок. Следует учитывать, что в зимний период уход за дорожным покрытием междугородных трасс значительно уступает очистке городских улиц.

Грузовые автомобили, применяемые в строительстве, перемещаются по очень агрессивным покрытиям, на которых обычные покрышки будут регулярно подвергаться проколам. Карьерные и военные грузовики по большей части ездят по пересеченной местности, и реже — по обычным дорогам, поэтому для них рекомендуется выбирать резину с высоким протектором.

Важный фактор — масса грузового автомобиля и его грузоподъемность. Эксплуатация под нагрузкой, превышающей максимально допустимую, приводит к быстрому изнашиванию покрышек, то есть повышению эксплуатационных затрат на восстановление шин и возникновению риска аварийной ситуации.

Необходимо принимать во внимание, на какую именно ось грузовика планируется установка выбираемого колеса. В случае ведущих, поворотных или прицепных осей давление в шинах грузового автомобиля и другие характеристики покрышек существенно различаются.

Разновидности протекторов

Зимние шины для грузовиков практически не применяются, поэтому конкретный рисунок протектора выбирается в первую очередь в соответствии с дорожными условиями. Грузовая резина с дорожным протектором демонстрирует оптимальные показатели на ровной асфальтированной дороге, позволяя снизить расход топлива, повысив при этом устойчивость автомобиля, его тормозные и разгонные показатели.

Внедорожная шипованная резина снабжена развитыми грунтозацепами, ширина которых соответствует параметрам выемок на протекторе. Недостаточный размер приводит к быстрому засорению грязью, в результате чего колеса начинают буксовать, а их характеристики существенно ухудшаются. Благодаря развитым грунтозацепам шины продавливают дорожное покрытие, в результате чего колесо более эффективно сцепляется с дорогой, позволяя автомобилю уверенно передвигаться по грязевому, снежному, песчаному и другому сложному покрытию. При этом дорожная грязь не забивается в протектор, а слетает с колес благодаря специальному рисунку.

Возможно использование универсальных шин, позволяющих грузовому автомобилю передвигаться как по асфальтовым, так и по проселочным дорогам, а также в условиях легкого бездорожья. Важнейшим преимуществом такой резины является уверенность сцепления с большинством типов дорожного покрытия. Универсальный протектор состоит из двух элементов: по центру располагается дорожный рисунок, а по краям — грунтозацепы. Резина универсального типа применяется на различных видах строительной техники.

Эксплуатационные особенности грузовой авторезины

В последние годы универсальные грузовые автомобили практически не выпускаются, поскольку максимальная эффективность и экономия обеспечиваются при эксплуатации узконаправленного транспорта. Соответственно, производители выпускают и специальные разновидности шин под конкретные типы автомобилей и техники.

  • Для транспорта, предназначенного для междугородных и международных перевозок, созданы шины, соответствующие специфическим условиям эксплуатации, в первую очередь — постоянным нагрузкам, движению на высокой скорости и редким торможениям. Специальные колесные диски позволяют сократить расход топлива, а также снизить сопротивляемость дороги и повысить устойчивость при быстрой езде. Колеса данного типа можно сравнить с гладкими сликами для легковых авто. Узкие канавки малой глубины повышают устойчивость машины и срок эксплуатации резины.
  • В случае региональных грузоперевозок на небольшие расстояния условия немного усложняются. Грузовику приходится перемещаться по автодорогам различного качества, а при заезде в города — простаивать в пробках. Соответственно, на протекторе колес для таких машин предусмотрено большее количество продольных канавок, улучшающих отведение воды, и поперечных, позволяющих уверенно стартовать на снежном покрытии. Такая резина обеспечивает улучшенную управляемость и сокращение тормозного пути в плохих дорожных условиях.
  • Перевозки в городской черте сравнимы в плане эксплуатационных условий с региональными, за исключением определенных нюансов. Машина часто останавливается и ускоряется, в результате чего резина нагревается и стирается. Зато улицы городов зимой регулярно очищаются от снега.
  • Использование в строительной отрасли предполагает наиболее сложные условия эксплуатации колес грузовика, поэтому шины должны обеспечивать уверенное движение авто как по асфальтовой дороге, так и по сложным грунтам. Кроме того, резина должна быть устойчивой к прокалыванию — мусор на стройплощадке может повредить мягкие покрышки.

Выбирая резину и диски на грузовые автомобили, важно учитывать тип транспортного средства и условия его эксплуатации — тогда колеса прослужат максимально долго, эффективно и обеспечат безопасность передвижения.

https://www.youtube.com/watch?v=1JMRiwSg_uo

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий