Трактор МТЗ-80: знаменитый «Беларус»

МТЗ

Название «Беларус» трактор МТЗ-80 получил в связи с тем, что его производство осуществляется Минским тракторным заводом. Машина обладает отличными показателями мощности и проходимости, а также может использоваться практически с любыми моделями навесного оборудования, включая работу в качестве бульдозера, экскаватора или фронтального погрузчика.

Помимо этого, трактор способен успешно справляться с самыми разными сельхозработами, выступать в качестве тягача для кормораздатчика, перевозить грузы и осуществлять разбрасывание удобрений. Данная модель сельхозтехники обладает практически безграничными возможностями, что и сделало ее одним из наиболее популярных тракторов на всей территории бывшего СССР.

Новый трактор

МТЗ 80 — с момента выпуска и до наших дней

Производство МТЗ 80 началось в 1974 году, когда перед предприятиями сельского хозяйства стояли максимальные задачи по развитию и обеспечению вклада в экономику страны. Запущенные в производство еще в 1953 году трактора Беларус более старых моделей (50 и 52) имели технические характеристики, недостаточные для решения поставленных задач, в частности, показатель их мощности составлял всего 50 л. с.

Растущие запросы отрасли требовали срочного улучшения существующих и внедрения новых машин. Именно такой разработкой и стал имеющий совершенно другие характеристики МТЗ 80, базовыми моделями для которого стали трактора 50 и 52 (развитие модели 52 выпускается под маркой МТЗ 82). Это было связано с отсутствием возможности вести разработку совершенно новой машины и полностью переоборудовать под нее производственные цеха. При этом министерство требовало, чтобы новая версия на 80 «лошадей» была запущена в предельно короткие сроки.

Тем не менее новый трактор унаследовал от МТЗ 50 очень мало, поскольку техническая часть была практически полностью переработана. Изменения затронули практически все области, в том числе внешний облик трактора, включая габаритные размеры, технические возможности, а главное — большинство систем, узлов и агрегатов. Инженеры проделали огромную работу и сделали это очень профессионально. Именно поэтому Беларус МТЗ 80 продолжает пользоваться популярностью и по сей день.

Немаловажная характеристика трактора МТЗ 80 — универсальность, позволяющая использовать машину для выполнения самых различных видов работ, включая посев, выращивание и уборку множества сельхозкультур. При этом трактор может использоваться и для множества других видов работ, не только полевых.

Перед началом массового выпуска модели, в 1972 году, было проведено несколько тестов первых образцов машины. В результате в серийной версии была улучшена конструкция кабины, оптимизирован ряд характеристик силовой установки, улучшена совместимость с другими моделями сельхозоборудования, повышена максимальная скорость и другие показатели.

Трактор полностью превзошел предшественников по всем параметрам.

Конструктивные особенности

Трактор имеет следующие размеры:

  • длина — 381,5 см;
  • ширина — 197 см;
  • высота — 247 см;
  • полная масса — 3160 кг;
  • величина дорожного просвета — 47 см;
  • объем топливного бака — 130 л.

Изначально МТЗ 80 был оснащен двигателем Д 240, номинальная мощность которого составляет 80 л. с. Позже на машину стали также устанавливать мотор Д 243. Обе модификации силовых агрегатов имели 4 цилиндра и 4 рабочих такта, производились Минским моторным заводом (ММЗ), входили в состав линейки 4Ч11/12,5 и работали на дизельном топливе. Расход топлива трактора МТЗ 80 составлял 238 г/Вт/ч, то есть 4–7 литров в час.

Двигательная установка весом 430 кг имела рабочий объем 4,75 л и частоту вращения 2200 об/мин. Старт тракторного двигателя производится при помощи электростартера либо посредством пускового карбюраторного мотора ПД 10 в случае модификаций 240Л и 243Л. Включение основной и пусковой установок выполнялось непосредственно из кабины. При включении передачи пуск двигателя блокировался, а для упрощения запуска в условиях низких температур использовался электрофакельный подогреватель.

Также устройство трактора МТЗ 80 предусматривало использование строго механической трансмиссии с одним диском и сухой муфтой сцепления. Машина оснащена коробкой передач с 9 ступенями и 2 диапазонами, а также понижающим редуктором на 18 передних и 4 задних передачи. Определенные модификации предусматривали уменьшитель хода и КПП с гидравлическим управлением. Задние колеса трактора имели жесткую подвеску, передние — полужесткую в сочетании с балансирным мостом. Для крепления задних колес к осям использовались клеммовые соединения, позволявшие изменять габариты колеи от 140 до 210 см.

МТЗ 80 был оснащен тормозными механизмами дискового типа, для управления поворотом использовались передние колеса. Кроме того, оснащение трактора включало в себя гидроусилитель руля.

Эксплуатационные характеристики

МТЗ 80 Беларус стал на территории СССР, а затем и СНГ наиболее массовой моделью трактора, получив широчайшее применение в самых различных сферах деятельности, помимо сельского хозяйства. При этом специалисты Минского завода продолжают развивать и модернизировать выпускаемую технику, в результате чего она продолжает оставаться актуальной и востребованной и на сегодняшний день.

Как показывает многолетняя практика, с точки зрения эксплуатации МТЗ 80 обладает следующими неоспоримыми преимуществами.

  1. Отличная ремонтопригодность, а также доступность узлов и запчастей благодаря хорошо развитой инфраструктурной сети. Множество дилерских и сервисных центров, а также фирменных магазинов, предлагающих запчасти, узлы, заправочные емкости и другие детали, позволяют быстро и эффективно решать практически любые проблемы, связанные с ремонтом и обслуживанием, включая гарантийное.
  2. Техника хорошо знакома всем механизаторам, поэтому не требует специальной подготовки и обучения.
  3. Богатое разнообразие прицепного и навесного оборудования.
  4. Доступная по сравнению с конкурирующими моделями стоимость, а также низкие эксплуатационные траты благодаря сравнительно малому расходу топливной смеси на 100 км.

К недостаткам трактора владельцы относят тот факт, что кабина базовой модификации являлась довольно тесной. Эта проблема устранена в версии МТЗ 80.1, а также недостаточную по сравнению с зарубежными аналогами комфортабельность. Работа на МТЗ 80 Беларус осуществляется в сложных, практически спартанских для водителя условиях. Но инженеры завода ведут активную работу и в этом направлении.

Трактор модели МТЗ 80 производится в нескольких модификациях, не предусматривавших изменения в основных узлах, включая мотор, КПП и т. д., а также показателей, таких как тяговый класс. Изменения вносились по большей части в устройство привода, внешний вид и назначение техники.

Наиболее интересными вариантами МТЗ 80 можно назвать следующие.

Модификации Особенности
МТЗ 80 Х Модель, предназначенная для работы на хлопковых плантациях, с измененной трансмиссией и колесной базой, состоявшей из одного переднего и двух задних колес.
МТЗ-80 В Оснащен редуктором реверса.
Т 70 В Трактор, имеющий сниженный вес и предназначенный для работы на виноградниках.
МТЗ 82 Т Машина для работы с бахчевыми культурами, имеющая увеличенный клиренс.

Трактор модели МТЗ 80 — отличный представитель своего класса, отличающийся высокими показателями маневренности, надежности, универсальности и эффективности эксплуатации.

В случае надлежащего обслуживания машина способна очень долго работать без поломок и неполадок, а высокая функциональность позволяет трактору успешно заменять самые различные виды сельскохозяйственной техники.

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий