Предназначение и особенности использования автоманипуляторов

Манипулятор КМУ

МанипуляторКраны-манипуляторы, или автоманипуляторы представляют собой агрегаты, грузоподъемность которых может составлять от ста килограмм до тридцати тонн. Такие КМУ устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, что обеспечивает им мобильность. Вылет их стрелы различается в зависимости от принципа работы грузоподъемного механизма и того, как он расположен на платформе грузовика.

МанипуляторКраны-манипуляторы, или автоманипуляторы представляют собой агрегаты, грузоподъемность которых может составлять от ста килограмм до тридцати тонн. Такие КМУ устанавливаются на шасси грузовых автомобилей, что обеспечивает им мобильность. Вылет их стрелы различается в зависимости от принципа работы грузоподъемного механизма и того, как он расположен на платформе грузовика.

Для установки автоманипуляторов лучше всего подходят бортовые автомобили и седельные тягачи.

Манипуляторы – очень функциональные устройства, поэтому они могут применяться в самых различных сферах деятельности. Чаще всего подобная специализированная техника используется при погрузке и перевозке строительных материалов, ЖБИ и кирпичей, оборудования и станков, трансформаторов, бытовок и т. п. Кроме того, автоманипуляторы эффективно применяются в следующих отраслях:

  • малоэтажное строительство;
  • осуществление ремонтно-восстановительных работ;
  • выполнение заданий на рассредоточенных объектах;
  • погрузочно-разгрузочные работы в стесненных условиях;
  • действия рядом с линиями электропередач.

Данные установки используются в лесной промышленности, в процессе строительства газовых и нефтепроводов. Также их применяют МЧС при необходимости срочно спасти людей, оказавшихся под завалами. Проще говоря, автомобильные манипуляторы могут применяться там, где стандартные автокраны оказываются бесполезными.

КМУ на автомобильном шасси используются при перевозке габаритных и негабаритных грузов, а также штучных и сыпучих строительных материалов. При разовой необходимости транспортировки груза или эвакуации автомобиля нет никакой необходимости приобретать такую технику – ее можно арендовать. Следует также иметь в виду, что со всеми работами по погрузке и выгрузке справится один опытный водитель. Управляя манипулятором, он совершит все необходимые действия, после чего сядет за руль того же автомобиля и перевезет груз в нужное место.

Конструкция автомобильного КМУ

Кран-манипулятор, установленный на грузовом автомобиле, это достаточно сложная конструкция, включающая в себя следующие элементы:

  • автомобильное шасси;
  • грузовая платформа;
  • сама крано-манипуляторная установка (КМУ).

Агрегат можно разместить как позади кабины автомобиля, так и на его заднем свесе. При этом можно обрезать кузов под габариты шасси либо сместить его на величину, равную монтажному месту для КМУ. Различные модели автоманипуляторов, имеющих грузовой момент от 0,5 до 150 тм, устанавливаются на шасси разных типов. В зависимости от грузоподъемности можно использовать шасси как импортного, так и отечественного производства.

Предназначение и особенности использования автоманипуляторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крано-манипуляторная установка на шасси грузового автомобиля включает в себя следующие сборочные единицы:

  • базовый автомобиль;
  • промежуточная силовая рама (подрамник, надрамник). К ней крепятся кран-манипулятор и платформа. При этом промежуточную раму жестко соединяют с рамой самого автомобиля;
  • крано-манипуляторная установка;
  • гидросистемы автоманипулятора. Гидронасос при этом размещается на коробке отбора мощности автомобиля;
  • пневмопривод, включающий коробку отбора мощности;
  • электрические системы КМУ.

Используемое шасси при установке манипулятора подвергают доработкам:

  • устанавливают на раме автомобиля силовой надрамник в виде промежуточной либо монтажной рамы, подрамника;
  • укорачивают или смещают кузов автомобиля;
  • устанавливают на коробку передач коробку отбора мощности и насос;
  • дорабатывают пневмо- и электросистемы машины. Для этого устанавливают кнопки включения коробки отбора мощности и самого манипулятора, монтируют электропневмоклапан.

Автоманипулятор крепится к промежуточной раме сразу позади кабины или же на задний свес (корму) автомобиля. В состав КМУ могут входить:

  • основание с балансиром;
  • поворотный механизм;
  • колонна;
  • главная (основная) стрела;
  • дополнительная стрела;
  • удлинители стрелы;
  • опоры;
  • приборы для обеспечения безопасности.

Особенности применения установки

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с использованием автомобильного крана-манипулятора можно установить один или несколько крюков:

  • первый, имеющий большую грузоподъемность, крепят на выдвижную секцию стрелы. Он предназначен для работ с крупными грузами;
  • на концевые секции удлинителей стрел можно также смонтировать дополнительные крюки, имеющие меньшую грузоподъемность. Они применяются при работах с небольшими грузами, и при большом вылете стрелы.

Категорически запрещается превышение указанной в паспорте крано-манипуляторного устройства грузоподъемности крюков. Это может стать причиной поломки крана и падения груза.

На КМУ также можно навешивать различные съемные грузозахватные приспособления. Наиболее важными характеристиками крана являются его грузовой момент и грузоподъемность. На первый параметр влияет расположение удлинителей стрел. Его можно вычислить как произведение грузоподъемности манипулятора и вылета стрелы для определенного плеча.

Учитывая, что грузовой момент – постоянная величина, изменение вылета стрелы автоманипулятора приводит к изменению его грузоподъемности. Расчетный теоретический грузовой момент указывается в названии модели крана-манипулятора в виде цифрового обозначения. При этом реальное значение грузового момента всегда будет немного ниже расчетного. Это связано с перетеканием жидкости в гидравлической системе крана-манипулятора, силами трения, весом стрелового оборудования и другими факторами.
 

 

Алексей Волконский

Эксперт по специальной, военной и автомобильной технике. Автор статей печатных и интернет-изданий.

Оцените автора
Все о спец. технике
Добавить комментарий